Решения Думы Проекты решений Границы избирательных округов
Официальный сайт
Саратовской городской Думы
Олег Грищенко: «Саратов – не поселок городского типа, а центр региона»
Главная
Депутаты
Новости
Контакты
«« Ноябрь 2020 »»
 Пн   Вт   Ср   Чт   Пт   Сб   Вс 
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30

25.09.2013

Олег Грищенко: «Саратов – не поселок городского типа, а центр региона»

(«Московский комсомолец», №40 от 25.09.2013)
В одном из саратовских изданий было опубликовано интервью спикера Саратовской областной Думы Владимира Васильевича Капкаева, которое явилось в какой-то части своеобразным ответом первому лицу города - главе муниципального образования «Город Саратов» Олегу Васильевичу Грищенко по поводу недостаточного финансирования бюджета Саратова. По мнению представителя региональной власти, в Саратове еще не все так плохо и сложившуюся ситуацию возможно исправить путем задействования существующих на уровне города резервов. Мы решили узнать мнение главы Саратова на такую точку зрения одного из руководителей Саратовского региона.
- Олег Васильевич, Вы читали интервью Председателя Саратовской областной Думы? Ваше мнение? Что намерены власти Саратова предпринимать дальше, в связи со сложившейся ситуацией?
- Конечно, вступать в полемику в средствах массовой информации может быть и не самое правильное решение, но обсуждаемый вопрос касается каждого саратовца, поэтому я считаю, что он требует дополнительных комментариев именно публично.
Я читал интервью Владимира Васильевича. Признаюсь, что подобного рода ответ на вопросы, связанные с недостаточным бюджетным финансированием регионального центра и возникшими и возникающими в связи с этим проблемами в Саратове, вызывает некое недоумение.
Бесспорно, такая составляющая бюджетной системы Российской Федерации, как бюджеты субъектов, требует повышенного внимания со стороны федеральной власти. Но и отмахнуться от муниципального уровня нельзя. Недаром на первом в текущем году заседании Государственного совета по развитию местного самоуправления, состоявшемся 31 января 2013 года, Президент РФ Владимир Владимирович Путин определил дальнейшее укрепление экономической, финансовой базы муниципалитетов, их бюджетной самостоятельности как один из приоритетов государственной политики. На заседании Правительства РФ 18 февраля текущего же года премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев заострил внимание на низком уровне собственных доходов местных бюджетов и определил это как одну из основных проблем, требующих решения.
Я неоднократно говорил и говорю, что впервые за многие годы у нас установился альянс областной и городской власти. Да, мы смотрим в одном направлении, мы решаем общие задачи, но именно муниципальная власть несет ответственность за почти миллионный город. Органы местного самоуправления непосредственно решают вопросы населения и, как следствие, если происходит сбой, наша прямая обязанность - постараться предотвратить возможные негативные последствия. А прямые предпосылки к этому есть. Проблемы в экономике города, экономике региона существуют. Они носят структурный характер и, соответственно, должны применяться структурные подходы к их решению. Выход из существующей ситуации необходимо искать коллегиально.
Однако, пеняя на сложное исполнение регионального бюджета, в том числе, усугубленное замедлением темпов роста региональной экономики, Владимир Васильевич однозначно дает понять городу, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, как это ни банально звучит. При этом в обоснование к рассуждениям о скоординированности планирования мер социально-экономического развития и бюджетного планирования приводятся факты и данные, которые, мягко говоря, не соответствуют действительности.
В частности, мнение о том, что городской бюджет получит на следующий год экономию в размере 1,2 млрд. рублей, в связи с вступлением в силу новой редакции Закона «Об образовании в Российской Федерации» (к полномочиям органов региональной власти будет отнесено обеспечение госгарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования для жителей муниципальных образований), далеко от реальной ситуации. В данном случае Владимир Васильевич либо не знает, либо «тактично» замалчивает тот факт, что передача данных полномочий с муниципального уровня на региональный произошла одновременно с внесением изменений в Бюджетный Кодекс РФ. Со следующего года налоговые доходы местных бюджетов сокращены - уменьшены нормативы отчислений и дополнительные нормативы от налога на доходы физических лиц с 20% до 15%, что в стоимостном выражении практически соответствует «высвобождающимся» средствам. Вместе с тем, соразмерно увеличены налоговые доходы региональных бюджетов по данному источнику доходов.
Непонятно мне и лукавство спикера Областной Думы о поддержке из областного и федерального бюджета в размере порядка 5 млрд. рублей. В данном случае, Владимир Васильевич либо что-то недоговаривает, выдавая желаемое за действительное, либо также незнаком с вопросом.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К безвозмездным поступлениям, в свою очередь, относятся: дотации, субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ. При этом к собственным доходам бюджетов относятся все вышеперечисленные доходы за исключением субвенций.
Субвенции, предоставляемые из региональных бюджетов – это межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам для реализации государственных полномочий Российской Федерации, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном законом порядке. О какой бюджетной поддержке в данном случае может идти речь, когда региональная власть передала реализацию части своих полномочий на муниципальный уровень? Это финансовое обеспечение переданных полномочий, и не более того.
Кроме того, данное финансовое обеспечение не всегда полностью обеспечивает потребность, необходимую для реализации государственных полномочий, и тут уже «поддержка» идет из городского бюджета (в 2013 году – около 60,0 млн. рублей).
Итак, на текущий момент объем безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов в бюджет Саратова в 2013 году составляет чуть менее 4,4 млрд. рублей, в том числе субвенции – более 3,0 млрд. рублей. Остальные почти 1,4 млрд. рублей – это по большей части субсидии, которые также являются межбюджетными трансфертами, предоставляемыми бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Тут надо дать пояснение, что субсидии носят целевой характер и предоставляются муниципалитетам, в основном, только на условиях обязательного софинансирования за счет средств местного бюджета. Также, я думаю, что имеет смысл подробнее поговорить и о том, с какого уровня бюджетной системы РФ и в каком объеме Саратову предоставлены субсидии.
Из 1,3 млрд. рублей, поступивших в форме субсидий в городской бюджет, за счет средств бюджета Саратовской области предоставлено чуть более 200,0 млн. рублей, остальные субсидии поступили из Федерального бюджета, в том числе, от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Причем, из этих немногим более 200,0 млн. рублей, около 184,0 млн. рублей – субсидия на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и дворовых территорий многоквартирных домов за счет средств областного бюджета (из бюджета Саратова на данные цели выделено более 560,0 млн. рублей); около 1,0 млн. рублей – субсидия на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (по 2015 год включительно за счет средств городского бюджета на данные цели необходимо выделить более 2,0 млрд. рублей); около 19,0 млн. рублей – субсидия на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов (в соответствии с требованиями 185-го Федерального закона) и т.п. Вот и вся помощь из областного бюджета.
Да, город более благополучен, чем другие дотируемые муниципальные образования Саратовской области, ведь с его территории за 2012 год собрано порядка 72 млрд. рублей налоговых доходов, это 77% налогов собираемых по Саратовской области в целом. Из них в бюджет города зачисляется около 6,9 млрд. рублей или всего лишь 9,6%. Предприятия и жители Саратова на 25 млрд. рублей наполняют своими отчислениями бюджет Саратовской области, это 67,5% налоговых доходов регионального бюджета. И, наверное, жители города могли бы рассчитывать на поступление более значительных сумм доходов в местный бюджет.
А что же мы имеем?… Одни проблемы - практически 100% износ коммунальной инфраструктуры, в том числе, сетей МУПП «Саратовводоканал»; высокий удельный вес аварийного жилья; проблемы МУПП «Саратовгорэлектротранс»; постоянный недостаток средств городского бюджета, необходимых для реализации полномочий, возложенных на органы местного самоуправления в полном объеме - это то, о чем я говорю постоянно. Примечательно, что все те, кто знал это раньше, говорят об этом позже. Если проанализировать участие бюджетов вышестоящих уровней в реализации городских целевых и адресных программ (в предыдущем году) по другим муниципальным образованиям РФ, то ситуация у нас одна из самых плачевных. Объем «поддержки», как ее называет Владимир Васильевич, составляет менее 34% - это самый низкий показатель по сравнению, например, с Волгоградом, где объем поступлений из вышестоящих бюджетов на реализацию программных мероприятий составляет 36%; в Астрахани – 64,3%; в Пензе – 57,1%, в Ульяновске – 52,8%; в Самаре – 44,7%; в Чебоксарах – 46,4%.
Незначительно отличается и ситуация текущего года, несмотря на то, что структурными подразделениями администрации Саратова ежегодно направляются обращения в профильные подразделения Правительства области об оказании содействия по включению объектов города в федеральные и областные программы. Результата практически нет. Не могу также не прокомментировать «несколько цифр», которые Владимир Васильевич приводит в своем интервью, говоря об объемах помощи бюджету Саратова.
В частности речь шла о 499,1 млн. рублей якобы выделенных бюджету города в текущем году на создание дополнительных мест в детских садах за счет субсидий, поступивших из федерального бюджета, а также еще 286,4 млн. рублей, выделенных из областного бюджета на эти же цели. Это не то чтобы некорректные данные, эти «несколько цифр» просто не соответствуют действительности. Реальная картина такова – из федерального бюджета бюджету Саратовской области в текущем году предоставлена субсидия на модернизацию системы дошкольного образования в размере 1013,7 млн. рублей. Из них 212,6 млн. рублей остались в областном бюджете и будут направлены в виде бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства – детские сады на территории Саратова (насколько мне известно, осваивать их будет комитет по капитальному строительству Саратовской области), а 801,1 млн. рублей - распределены между бюджетами муниципальных районов и городских округов области, в том числе, Саратову – 286,4 млн. рублей.
Что касается озвученных Владимиром Васильевичем 28,0 млн. рублей, предоставленных бюджету Саратова в форме субсидии за счет средств бюджетного кредита, это действительно так. Только Саратовской области предоставлен бюджетный кредит на реализацию программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в размере почти 304,0 млн. рублей, из них бюджету Саратова – 28,0 млн. руб. (менее 10% от общего объема кредита), еще одному району досталось 3,5 млн. рублей, оставшаяся сумма поделена между двумя муниципальными районами области.
Иных средств, кроме 286,4 млн. рублей и 28,0 млн. рублей в форме субсидий на создание дополнительных мест в детских садах, бюджету Саратова не предоставлялось. При этом, по сути, все вышеуказанные средства являются средствами федерального бюджета, и Владимир Васильевич очень лукавит, говоря об ином.
В своем интервью Владимир Васильевич, по сути, указывает на то, что на уровне города муниципальной властью проводится недостаточная работа по наращиванию налоговой базы, а значит, и увеличению доходов местного бюджета.
Не могу с этим согласиться. В частности достаточно просто посмотреть динамику по изменению доходов, поступающих в бюджет города по земельному налогу, выбор по данному источнику не случаен, именно на него в разъяснениях Владимира Васильевича сделан акцент, о том, что ставки действуют на протяжении почти восьми лет. В то же время поступления по данному доходному источнику возросли с 805 млн. рублей в 2008 году до 1171 млн. рублей в 2012 году - рост 145,3%. Отмечается увеличение и по доходам в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границах городского округа: с 420,7 млн. рублей в 2008 году до 678,6 млн. рублей в 2012 году, или 161,3%.
Эта динамика наглядно показывает, насколько активно и планомерно город работает в направлении увеличения налоговой базы (в 2008 году налог исчислялся только почти по 10 тыс. физических лиц, а в 2012 году уже почти по 47 тыс., по юридическим лицам также увеличение числа плательщиков).
На протяжении ряда лет реализуются плановые мероприятия по повышению налоговых и неналоговых доходов в бюджет МО «Город Саратов». Мероприятия, в первую очередь, направлены на погашение задолженности по налогам, зачисляемым в местный бюджет, повышение заработной платы до среднеотраслевого уровня, активизацию претензионно-исковой работы по взиманию задолженности по арендной плате и так далее. В совокупности только реализация плановых мероприятий позволила в прошлом году получить дополнительные доходы в бюджет города на сумму более 209 млн. рублей.
Но, несмотря на весь комплекс проводимых мероприятий, направленных на пополнение доходной части бюджета города, бюджетных средств недостаточно. Сложилось так, что все долговые обязательства, копившиеся на протяжения десятка лет в силу объективных и субъективных причин, из которых основной является хронический недостаток бюджетных средств, необходимых для решения вопросов местного значения, практически разово предъявлены к взысканию с казны города. И это на фоне общего недофинансирования.
Какие резервы город должен задействовать, чтобы исполнить не только возложенные на органы местного самоуправления полномочия, но и решения судов, которые оцениваются не в один миллиард рублей?
При этом из-за вступивших в силу результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденной областным комитетом по управлению имуществом, городской бюджет на следующий год еще и недополучит порядка 570,0 млн. рублей.
Владимир Васильевич считает данную проблему решаемой, причем решаемой именно на уровне муниципалитетов (выпадающие налоговые и неналоговые доходы, в связи с утверждением новых результатов государственной кадастровой оценки земель, не только в Саратове), а не региона. На мой взгляд, это нездоровая практика – бороться не с причиной, а с последствиями. Ведь именно так и получается.
Не буду сейчас останавливаться на анализе отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, проведенном специалистами администрации Саратова, я уже подробно освещал эту тему. Сейчас вопрос в другом: почему последствия, по нашему мнению, некачественной работы как организации, проводившей оценку, так и областного комитета по управлению имуществом, утвердившим ее результаты, должны минимизировать те, кто становится заложником ситуации, а не те, кто их допустил?
И ведь если будут применены предлагаемые Владимиром Васильевичем пути минимизации последствий, то это, однозначно, коснется практически каждого жителя города. Какие же это пути?
- уменьшение количества льготников по земельному налогу. Для справки, льготными категориями в данной ситуации являются пенсионеры и многодетные семьи и то в части 10 соток земли, не используемой в целях предпринимательской деятельности;
- активизация администрацией Саратова оформления со стороны землепользователей прав собственности на земельные участки. Данные меры являются незаконными, так как, в соответствии с действующим законодательством РФ, оформление прав на землю носит только заявительный характер и никаких понуждений тут быть не может;
- поднятие ставок земельного налога до максимально разрешенных. Для достижения этой меры необходимо увеличить ставки налога по земельным участкам, занятым индивидуальными гаражами и гаражно-строительными кооперативами, земельным участкам, занятым объектами рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения. Данная мера, по моему мнению, будет иметь больше негативных социальных последствий, ведь, к примеру, граждане, которые имеют в собственности гаражи, в большинстве случаев имеют невысокий доход, и повышение налога в 3 раза для многих может стать непосильным бременем;
- повышение размера арендной платы, поступающей в городской бюджет, до уровня не ниже 2013 года. Для того, чтобы добиться «результата», по мнению Владимира Васильевича, необходимо практически по всем видам разрешенного использования земельных участков применить повышающие коэффициенты в процентах от кадастровой стоимости. Эти коэффициенты – новшество на территории нашего региона (установлены в марте текущего года, после утверждения новых результатов кадастровой стоимости земель). Порядок их определения и значение отдано на откуп муниципалитетам, тогда как в целом размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (а именно таких участков большинство на территории Саратова) устанавливается Правительством Саратовской области.
Так что же за собой влечет применение повышающих коэффициентов и компенсирует ли это выпадающие доходы бюджета Саратова?
Во-первых, сразу хочу отметить, что для достижения «результата», о котором говорит Владимир Васильевич, необходимо установить такие значения повышающих коэффициентов, которые приведут к увеличению «нового» размера арендной платы в большинстве случаев от 2 до 6 раз! Однозначно, экономического обоснования, таких значений нет и быть не может.
Во-вторых, хочу заметить, что в случае применения этих коэффициентов арендная плата будет в разы больше, чем величина земельного налога.
Если в целях восполнения доходов бюджета орган местного самоуправления все же установит эти коэффициенты, то также в большинстве случаев будут нарушены основополагающие принципы определения арендной платы, установленные Правительством РФ. Основным из этих принципов является принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
Много ли на всем этом можно выиграть? Нет! Компенсировать выпадающие доходы в размере практически 600 млн. рублей путем принятия подобных решений мы однозначно не сможем, но увеличить нагрузку на рядовых граждан и получить социальный взрыв, - бесспорно.
Что касается «немалого резерва» - сокращения штатной численности органов местного самоуправления Саратова. Как отметил Президент РФ Владимир Владимирович Путин, сегодня на местное самоуправление возлагаются самые большие, серьёзные надежды, напрямую связанные с развитием и обустройством российских территорий, укреплением национальной экономики и социальной сферы. На работниках органов и структур местного самоуправления лежит особая ответственность, ведь именно к ним в первую очередь обращаются со своими нуждами и заботами наши жители.
За последние 2-3 года на федеральном и областном уровне был принят целый ряд законодательных и подзаконных актов, наделяющих дополнительными полномочиями и возлагающих дополнительные обязанности на муниципалитеты. Несмотря на это в муниципальном образовании «Город Саратов» было произведено сокращение муниципальных служащих, как это и отмечает спикер областной Думы. Да, муниципальных служащих сокращено меньше, чем нам рекомендовало Правительство области. Принимая подобное решение, администрацией Саратова был применен комплексный подход, включающий не просто сокращение «под одну гребенку», а, в первую очередь, оптимизацию структуры исполнительного органа власти. В результате какие-то структурные подразделения администрации города были упразднены, а в каких-то, наоборот, численность служащих увеличилась. В целом, как я уже отметил, произошло сокращение. Оно может показаться незначительным для несведущего человека, но давайте исходить из реалий жизни, основанных на действующем законодательстве.
Сегодня для оказания высококачественных муниципальных услуг населению, для полноценной реализации возложенных на органы местного самоуправления полномочий, численность муниципальных служащих Саратова не является достаточной. Если сравнить численность муниципальных служащих органов МСУ нашего города с другими муниципальными образованиями в соотношении с численностью населения, то данный показатель по Саратову ниже, чем в таких городах, как Пенза, Волгоград, Нижний Новгород, Тверь, Пермь, Тамбов, Ижевск и многие другие. Что же касается развития собственного экономического потенциала, инвестиционной привлекательности города, статистика упрямая вещь, и она говорит следующее. Если в первый посткризисный 2010 год на развитие экономики и социальной сферы крупными и средними предприятиями МО «Город Саратов» было направлено всего 20,6 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, то по итогам 2012 года уже 36,9 млрд. рублей - практически 50% от общего объема инвестиций по Саратовской области.
За 2012 год в нефинансовый сектор экономики города поступило иностранных инвестиций из 18 стран мира в объеме 112,8 млн. долларов США. Многие инвестиционные проекты находятся в активной фазе и в текущем году. Продолжается активное инвестирование в объекты производственного назначения, социальной инфраструктуры, объекты сферы потребительского рынка, жилищное строительство. В городе сформирована и утверждена необходимая градостроительная документация, приняты ключевые административные регламенты в инвестиционной сфере. Генеральный план Саратова дважды был отмечен Академией архитектуры и строительных наук как один из лучших в стране.
Подводя итог, хочу сказать: в сложившихся условиях я категорически не согласен с мнением спикера Саратовской областной Думы, которое, по сути, такое: «всем плохо – выплывайте сами».
Саратов - не поселок городского типа, это центр нашего региона, в нем проживает более трети населения Саратовской области. И я глубоко убежден, что так называемая уравниловка в подходах к решению проблем, существующих в муниципальных образованиях области, не применима по отношению к ситуации, сложившейся на уровне нашего города.
По моему мнению, прежде чем делать такие заявления, неплохо было бы сначала научиться разбираться в бюджетно-финансовых, социально-экономических, да, в том числе, и политических вопросах, как в целом, так и в существующих на уровне нашего региона, областного центра.
Проблема большинства людей в том, что они не верят в происшествия, пока они не случаются. Это не глупость и не слабость – просто человеческая природа.
Ну а что касается дальнейших действий муниципальной власти, скажу коротко: будем работать, как делали это и раньше. Зная нашего губернатора Валерия Васильевича Радаева как грамотного руководителя, профессионала своего дела, умеющего расставлять приоритеты, думаю, что мы все-таки сможем найти выход из той непростой ситуации, которая сложилась в Саратове. Мы – одна команда.

Возврат к списку

           Бюджет города                          Службы города    

Copyright © 2003-2007 Саратовская городская Дума Создание сайта: ООО "Инфо-Эксперт"
Председатель Саратовской городской Думы
Составы постоянных комиссий
Структура Думы
График заседаний Думы
График приема граждан
План мероприятий на неделю
Планы работы
Документы
Справочник депутатов
Информация
Муниципальный заказ
Обращения граждан
Официальное опубликование

Избирательная комиссия Саратовской области Официальный сайт администрации города Саратова Сайт администрации города Саратова Сайт президента России Сайт Государственной думы РФ Интернет портал правительства РФ Ассоциация городов Поволжья Госуслуги