Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку своих пользовательских данных в соответствии с Пользовательским соглашением; подробная информация отражена в Положении о персональных данных. Вы можете ограничить использование персональных данных самостоятельно в настройках браузера. Понятно
410031, город Саратов,
улица Первомайская, дом 76
Главная/Саратов/Страницы истории Городской Думы/История органов местного самоуправления

История органов местного самоуправления

В 18 веке «Указ об учреждении губерний и росписании к ним городов» от 18 декабря 1708 года завершил первый этап реформы местного самоуправления. А фискальные и военные соображения сыграли свою роль в том, что в основу деления России на 8 губерний был положен не территориальный принцип, а количество населения и городов. Саратов входил в Казанскую губернию.

По так называемому «Учреждению для управления губерний» от 7 ноября 1775 года дворянство было поставлено во главе губернских сообществ, конституировано в качестве правящего класса не только в центральном, но и местном управлении. Дальнейшее развитие местного самоуправления было завершено двумя жалованными грамотами Екатерины II – дворянству и городам Российской империи «на права и выгоды» от 21 апреля 1785 года. По закону к участию в городском самоуправлении допускались горожане, имевшие определенный возрастной и имущественный ценз. Под городовыми обывателями имелись в виду те люди, которые являлись старожилами города, родились или поселились там, имели дома или иные строения, землю, были записаны в гильдии или цеха. Между тем, значительная часть городских жителей, как и живших в городах крестьян, в состав городского общества не входила. Согласно Городовому Положению городовые обыватели выбирали «гласных» в общую городскую Думу, а также из них «шестигласную» Думу. Выборы «городского головы» и городской Думы проводились один раз в три года. Первые выборы в Саратове прошли в 1787 году. В ведении городской Думы находились вопросы, «связанные с городскими пользами и нуждами», т.е. вопросы благоустройства, продовольственное дело, развитие торговли и промыслов, защита сословных прав, надзор за порядками на торгах и базарах. На заседаниях Думы рассматривались вопросы об отдаче в аренду городской земли для воздвижения различных построек, о разрешении открывать гостиницы, содержать перевозы через Волгу, о праве на поставку в Саратов продуктов, стройматериалов, о сборе средств на открытие бесплатных столовых и больниц для бедного населения и др.

Фотография: «Здание, построенное для городской Думы на ул. Московской»

Бюджет Думы складывался из отчислений процентов от казенной питейной продажи, гильдейских сборов, штрафов и различных налогов с населения (например, налог с печей). Деятельность городской Думы протекала под опекой губернских административных учреждений. Дума отчитывалась перед губернским правлением и губернской казенной палатой о суммах собранных средств и о порядке их использования.

15 сентября 1844 года вступило введено в строй специально построенное для Саратовской городской Думы здание (ныне ул. Московская, 35). К середине века (1864 год) Дума состояла из 9 человек: городской голова, 3 гласных от купцов, 2 – от мещан, 1 – от цеховых, секретарь и бухгалтер.

В 1870 году выходит новое Городовое Положение. По новому Положению органами городского самоуправления стали городская Дума и городская Управа с состоящими в ней исполнительными органами. Городская Дума состояла, под председательством городского головы, из гласных (депутатов), избиравшихся на 4 года. Их количество зависело от численности населения и для Саратова было определено в 80 человек. Гласные Думы перед вступлением в исполнение своих общественных, безвозмездных обязанностей приносили присягу об их добросовестном исполнении.

Предварительное рассмотрение спорных вопросов возлагалось Думой на особые подготовительные комиссии. По обсуждавшимся вопросам Дума выносила соответствующие постановления, печатавшиеся в виде специальных изданий и публиковавшиеся в газетах, адрес-календарях, путеводителях по Саратову. В год принималось до 300-400 думских постановлений.

В таком виде городское самоуправление просуществовало до февральской революции. В феврале 1917 года возник Саратовский городской Совет как революционная организация. Первоначально он представлял собой Совет рабочих депутатов, затем рабочих и солдатских депутатов и, наконец, превратился в Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Точных сведений о составе первого Совета нет, однако известно, что большевиков в нем было очень мало.

25 ноября 1917 года Дума была распущена, и обязанности городской Управы были переданы Совету городских Комиссаров, назначенных из членов Совета.

26 ноября 1917 года старая Дума устроила еще одно заседание в театре, городская Управа – несколько конспиративных заседаний. На этом прекратилось существование городского самоуправления, и закончился период борьбы городского Совета за власть.

С 1922 года были восстановлены местные бюджеты. Издано новое Положение, согласно которому Советы, в пределах своего ведения, являлись высшими органами власти на территории города. В Положении так же рекомендовалось, чтобы работа горсовета происходила по секциям и комиссиям. Секции создавались по всем основным отраслям деятельности горсовета.

Согласно Конституции СССР 1977 года, Конституции РСФСР Саратовский городской Совет депутатов трудящихся с 07.10.77 стал именоваться «Саратов­ский городской Совет народных депутатов» и являлся органом государственной власти в городе.

Городской Совет народных депутатов решал все вопросы городского значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих в Саратове, проводил в жизнь решения вышестоящих советских государственных органов, руководил деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвовал в обсуждении вопросов областного, республиканского и общесоюзного значения, вносил по ним свои предложения.

Городской Совет народных депутатов руководил на территории Саратова государственным, хозяйственным и социально-куль­турным строительством, утверждал планы экономического и социаль­ного развития, бюджет города и заслушивал отчеты об их выполнении.

Городской Совет народных депутатов избирал из числа депута­тов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета, а также для содействия проведению в жизнь решений Совета и вышестоящих государственных органов.

Работа городского Совета народных депутатов строилась через заседания сессий, которые созывались исполнительным комитетом не реже 4 раз в год. Вопросы на рассмотрение сессии городского Совета вносились исполнительным комитетом, постоянными комиссиями и депутатами городского Совета.

Исполнительным и распорядительным органом городского Совета народных депутатов являлся избираемый им из числа депутатов исполнительный комитет в составе председателя, первых замести­телей, заместителей председателя, секретаря и членов исполкома.

Система Советов просуществовала в нашем государстве практически в неизменном виде до демократических преобразований конца 80-х годов. На первой сессии Саратовского городского Совета народных депутатов 21 созыва 29 апреля 1990 г. был образован Городской Совет народных депутатов как постоянно действующий орган.

Распад СССР, становление Российской Федерации как самостоятельного государства, выборы Президента России стали причинами дальнейших преобразований в политической жизни. В соответствии с Указом Президента РСФСР от 22.08.91 г. № 75 "О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР" и на основании Указа Президента Российской Федерации от 06.06.92 №563 "О главе администрации города Саратова " полномочия исполнительного комитета были прекращены.

Конституция РФ 1993 года, Федеральный закон №154-ФЗ от28.08.95 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» стали отправными точками в воссоздании местного самоуправления в России на принципах Европейской Хартии о местном самоуправлении. Ее ратификация Россией означает, что, как и большинство европейских стран, мы согласились так устроить систему власти в стране, чтобы население было вовлечено в принятие решений, непосредственно его касающихся.

Фотография: «Здание, которое занимает сегодня администрация города Саратова и Саратовская городская Дума»

22 декабря 1996 года саратовцы реализовали гарантированное Конституцией РФ право на самоуправление. Они приняли на референдуме Устав города и выбрали депутатов городской Думы, получив возможность участия в определении путей социально-экономического развития Саратова, возможность влиять и непосредственно, и через своих представителей в Думе на действия власти, на принятие решений по жизненно важным вопросам. В выборах приняли участие 32,69% избирателей. Всего на 31 депутатское место претендовали 252 кандидата. Высшим должностным лицом города стал мэр города - глава городского самоуправления, избранный из числа депутатов. За четыре года – срок полномочий Думы первого созыва – был сделан очень важный шаг к правовым взаимоотношениям между разными уровнями управления, между экономическими субъектами, в социальной сфере. Дума второго созыва, избранная 24 декабря 2000 года, продолжила работу по разработке нормативной базы для функционирования городского хозяйства. 12 марта 2006 года в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и новым Уставом города Саратова, определяющим новую структуру органов местного самоуправления и новый порядок формирования депутатского корпуса, состоялись выборы в Думу третьего созыва. В третьем, четвертом и пятом созывах Дума состояла из 41 депутата, 20 из которых избирались по одномандатным округам, 21 - по партийным спискам. 19 сентября 2021 года состоялись выборы депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва, избранных по 35 одномандатным избирательным округам. Высшим должностным лицом является глава муниципального образования «Город Саратов», который возглавляет исполнительно-распорядительный орган - администрацию. Контрольным органом является Контрольно-счетная палата муниципального образования "Город Саратов".

На одном из первых заседаний Думы, в 1997 году, были определены основные направления деятельности Думы, образованы 4 постоянные комиссии, которые работают и в настоящее время:

  • по бюджетно-финансовым вопросам, экономике, использованию муниципальной собственности, местным налогам и сборам;
  • по градостроительству, жилищно-коммунальному хозяйству, архитектуре, земельным ресурсам;
  • по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности, защите прав населения;
  • по промышленности, транспорту, связи, торговле.

В 2016 году депутатами 5-го созыва было принято решение о разделении постоянной комиссии по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности, защите прав населения на две постоянные комиссии: по местному самоуправлению, законности, защите прав населения и по вопросам социальной сферы.

Для осуществления контроля над исполнением городского бюджета, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью была создана контрольно-счетная палата. Депутатами первого и второго созыва разработано и принято более сотни основополагающих документов, необходимых для функционирования органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, для жизни горожан.

В их числе документы, определяющие:

  • границы полномочий и ответственности Думы и администрации;
  • бюджетный процесс в городе;
  • вопросы собственности;
  • налоговое регулирование;
  • деятельность муниципальных предприятий;
  • вопросы дополнительной социальной помощи нуждающимся;
  • вопросы тарифного регулирования;
  • градостроительную политику;
  • транспортную политику;
  • ряд общеобязательных правил для населения.

В числе первоочередных актов разработана городская символика (флаг и герб города), порядок ее использования учреждениями, организациями, органами власти. Герб и флаг внесены в Государственный геральдический регистр России (была проведена большая работа с Государственной герольдией при Президенте РФ по соблюдению в документах всех геральдических норм и правил). Таким образом, Саратов стал одним из первых городов, символы которых имеют официальный статус.

Принятые «Положение о Саратовской городской Думе», «Положение об администрации», Положения о постоянных комиссиях, о КСП, о статусе депутата, регламент - основные документы для работы органов МСУ - совершенствовались в соответствии с изменениями в законодательстве и практикой. Дважды вносились изменения в Устав города, а в декабре 2005 года принята его полная новая редакция.

Одним из основных принципов работы Думы стало применение программного подхода к решению городских проблем. Были приняты 32 муниципальные целевые программы практически по всем направлениям деятельности органов местного самоуправления, в частности, в сфере здравоохранения, образования, дорожного строительства, ЖКХ, потребительского рынка, малого предпринимательства, культуры. В конце 2005 года на депутатских слушаниях обсуждена и принята «Концепция развития городского общественного транспорта на период 2006-2010гг.». Ежегодно утверждается Программа адресной социальной поддержки населения, за счет которой нуждающиеся семьи получают материальную помощь дополнительно к предусмотренным на федеральном и областном уровне мерам (на лечение, в тяжелых жизненных ситуациях и т. д.). Комплексно проблемы города и пути их решения отражены в «Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Саратов".

Неотъемлемым элементом системы управления является контрольная деятельность Думы, в частности, контроль за правотворчеством администрации и за ее текущей деятельностью. Депутатами третьего созыва принято «Положение о муниципальном финансовом контроле». В порядке контроля на заседаниях постоянных комиссий регулярно заслушиваются отчеты структурных подразделений администрации. Депутаты утверждают структуру администрации, принимают меры для исправления отмеченных недостатков, вплоть до рекомендаций о реорганизации. В соответствии с Уставом города Дума утверждает условия конкурса и порядок избрания главы Саратова, депутаты формируют состав конкурсной комиссии.

В целях поощрения граждан за заслуги в различных отраслях городского хозяйства по решениям Думы присваиваются звания «Почетный гражданин города Саратова», жители города награждаются Почетными грамотами городской Думы.