Решения Думы Проекты решений Границы избирательных округов
Официальный сайт
Саратовской городской Думы
Олег Грищенко: «Надо совершенствовать правовую основу местного самоуправления»
Главная
Депутаты
Новости
Контакты
«« Март 2024 »»
 Пн   Вт   Ср   Чт   Пт   Сб   Вс 
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

31.05.2013

Олег Грищенко: «Надо совершенствовать правовую основу местного самоуправления»

Чтобы эффективно создавать комфортные условия для жизни людей, муниципальным властям необходима законодательная
поддержка, в том числе, для финансового обеспечения их полномочий, подготовки высококвалифицированных управленцев. В Приволжском федеральном округе еще в 2012 году для решения этих и других неотложных задач был  создан Окружной консультативный совет по развитию местного самоуправления под председательством полномочного представителя президента Российской Федерации в ПФО  Михаила Бабича, куда вошли главы всех областных центров, представители муниципальных органов, депутаты всех уровней, представители общественных организаций. 

              В октябре этого же года состоялось первое заседание совета,  а уже в январе  2013-го был рассмотрен и утвержден перечень приоритетных вопросов и сводный план работы Совета и его рабочих органов, а также сформированы четыре рабочие группы по актуальным вопросам функционирования муниципальной власти, в которые вошли  представители муниципалитетов всех уровней, эксперты, представители общественных организаций. О работе Совета и вкладе в
него Саратова рассказывает глава города Олег Грищенко.

- Олег Васильевич, какие именно вопросы рассматриваются рабочими группами Совета? 

- Это вопросы нормативно-правовой базы, кадровой политики, ЖКХ, транспорта и благоустройства. Главной задачей  определена  подготовка предложений для создания условий эффективной деятельности муниципальной власти, по которым затем будет вестись
работа совместно с Государственной Думой и Правительством страны.
            Причем, как я сразу убедился, обсуждаемая проблематика -  общая почти для всех крупных городов: недостаточная бюджетная обеспеченность, необходимость ужесточения ответственности за нарушения в сфере благоустройства, необходимость совершенствования законодательства в сфере ЖКХ, земельного законодательства, в сфере регулирования численности безнадзорных животных и так далее. 
            Все эти проблемы обсуждаются, обобщаются, в конечном итоге, подготовлено более 240 предложений по совершенствованию правовой основы местного самоуправления, в их числе и 24 от нашего города. 
            21 мая в Саранске на совместном  заседании  Окружного совета по развитию местного самоуправления и Ассоциации законодательных органов государственной власти субъектов РФ  Приволжского федерального округа под председательством  Михаила Бабича было принято протокольное решение, которым мы предложили Государственной Думе, Правительству России, ряду министерств и ведомств  рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в федеральное законодательство, правительственные нормативные акты.

- А можно подробнее рассказать о тех предложениях, которые были направлены для рассмотрения от Саратова? 

- В первую очередь  речь шла о необходимости совершенствования бюджетного и налогового законодательства. Мы предложили внести поправки в федеральные законы, направленные на обеспечение финансовой самостоятельности муниципальных образований  путем установления единых нормативов отчислений в местные бюджеты. 
              Увеличение доли налоговых платежей и сборов, поступающих в бюджет Саратова, сегодня жизненно необходимо для города. Судите сами: в прошлом году мы собрали 71,9 млрд. руб. налоговых платежей и сборов, и из этих средств самому Саратову осталось лишь 6,9 млрд., то есть, менее 10%! Остальное ушло в федеральный и региональный бюджеты. Но ведь нашему городу тоже нужно на что-то жить, развивать инфраструктуру, ремонтировать дороги, выполнять свои обязательства перед бюджетниками и так далее. Ведь большинству саратовцев неинтересно, как распределяются финансовые потоки, им нужна комфортная среда для проживания, чистые улицы, тепло в домах, качественное образование для их детей. И все это они спрашивают именно с городской власти, ведь она к ним ближе всего. А когда потребности города финансово обеспечены лишь чуть более чем на 40%, о каком развитии Саратова может идти речь? В связи с этим ряд налогов, собираемых на территории города, мы предложили полностью или частично перенаправить в муниципальную казну.     
            Кстати, несмотря на острую нехватку бюджетных средств, от муниципалитета требуют реализации и финансирования мероприятий в полном объеме. И за невыполнение могут привлечь к ответственности должностных лиц органов МСУ. Это необходимо урегулировать законодательно. Сегодня, я считаю, ясности в этом вопросе нет, и это создает богатую почву для разного рода
спекуляций. Посмотрите на «дело Прокопенко», которое рассматривается сейчас в суде. Главу администрации Саратова по сути судят за то, что в бюджете города нет достаточных средств на переселение граждан из аварийного жилья. Необходимо установить и само понятие недостаточности бюджетных средств. Им может являться отсутствие соответствующей строки расходов в местном бюджете на текущий год. 
            Хотелось бы упомянуть и о существующей возможности безакцептного списания сумм со счета бюджета. Существующая норма законодательства позволяет взыскателям предъявлять свои требования непосредственно к счету, и зачастую мы оказываемся в ситуации, когда средства, запланированные на первоочередные нужды города, оплату труда бюджетников, закупку медикаментов и т.п. списываются в пользу коммерческих организаций. Считаю такое положение недопустимым. 
            Еще одна группа предложений  касается совершенствования административного законодательства в части установления в федеральном законе  ответственности за нарушение муниципальных норм и правил  в сфере благоустройства и озеленения. Сейчас такие требования установлены законом Саратовской области и прокуратура требует их отмены. Если это произойдет, мы останемся без действенного механизма, позволяющего поддерживать порядок в городе. Вы только представьте, во что превратятся наши улицы и дворы, если можно будет безнаказанно выбрасывать где попало мусор, вытаптывать газоны, ломать скамейки и ограждения, уродовать рекламными конструкциями дома и тротуары! 
              Необходимы изменения и в земельном законодательстве, где необходимо более четко определить порядок предоставления гражданам  муниципальных или государственных земельных участков для целей, не связанных со строительством, во избежание
злоупотреблений в этой сфере, в том числе, со стороны недобросовестных арендаторов.  
              В настоящее время законодательно не установлено, как принимается решение о предоставлении земельного участка для данных целей, если на один и тот же участок подано несколько заявок. Саратовская городская Дума пыталась восполнить данный пробел, приняв решение, в соответствии с которым в таких случаях земельные участки предоставлялись бы на основании наиболее прозрачных – конкурсных и аукционных – процедур. Однако такие решения были отменены судом, посчитавшим, что это не наш уровень регулирования. 
             Еще одна проблема: недобросовестных арендаторов, которые могут годами не платить за используемый земельный участок. Земельное законодательство устанавливает, что в случае существенных нарушений, договор аренды может быть расторгнут в суде, но само понятие «существенности» не закрепляет. Получается, что недобросовестные арендаторы не платят аренду годами, бюджет недополучает средства. Профильные структуры администрации выходят в суд за расторжением и взысканием средств, а недобросовестные арендаторы внесут какую-то незначительную часть арендной платы, и основания для расторжения договора отпадают, можно и дальше не платить… Все эти законодательные пробелы, мешающие городу в полной мере эффективно распоряжаться
землей, нужно ликвидировать.
             Представлены и предложения по внесению поправок в законодательство по формированию доступной среды, которые предполагают, например,  запрет на препятствование со стороны собственников любого вида жилищного фонда установлению пандусов и иных необходимых людям с ограниченными возможностями конструкций.

- А в том, что касается жилищно-коммунальной сферы?

- Здесь проблем тоже масса. Саратовцы предложили с целью повышения качества услуг управляющих организаций и защиты прав
потребителей законодательно установить, что деятельность по управлению многоквартирными домами могут осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций, определить размер их страхового и компенсационного фондов. Ведь сейчас в управленцы может попасть практически любой проходимец, и воспрепятствовать этому невозможно, пока преступление не совершено. Вот пример с одной из управляющих компаний Октябрьского района: жильцы исправно оплачивают коммунальные платежи, но эти средства не поступают поставщикам ТЭР, а оседают в чьих-то карманах, и так на протяжении ряда лет. Перед поставщиками накопились многомиллионные долги, ситуация грозит коммунальной катастрофой и срывом будущего отопительного сезона. Могут пострадать люди. И все это потому, что нет ответственного подхода к выбору лиц, управляющих жилым фондом.
           Кроме того, нами предлагается законодательно закрепить за органами власти субъекта обязанность устанавливать минимальный и
максимальный размер платы за содержание и текущий ремонт, а за органами МСУ – полномочия по установлению размера такой платы. 
           Есть и предложения по совершенствованию законодательства в сфере регулирования численности безнадзорных животных, в частности, о принятии соответствующего закона, определяющего полномочия каждого уровня власти в этой сфере. 
           В настоящее время на территории Саратовской области и города  Саратова орган, ответственный за это, не определен, число безнадзорных животных растет, что угрожает безопасности жителей. На муниципальном уровне вопрос стоит особенно остро, ведь
жители обращаются с жалобами именно к нам. Мы готовы работать, но у нас нет на это полномочий. Ранее в бюджете Саратова предусматривались ассигнования на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по отлову, транспортировке, стерилизации, содержанию безнадзорных животных. Такие услуги оказывались муниципальным унитарным предприятием бытового коммунального обслуживания «Спецавтохозяйство по уборке города», причем исключительно по письменным заявлениям граждан и юридических лиц. Однако 29 февраля 2012 года Кировским районным судом города Саратова вынесено решение о запрещении МУП БКО «Спецавтохозяйство по уборке города» деятельности по отлову безнадзорных животных без обеспечения возможности содержания отловленных животных как минимум в течение шести месяцев в специализированном питомнике, а также вакцинации против бешенства. Как вы понимаете, создать такие условия очень сложно и накладно для бюджета, но мы, конечно, стараемся изыскать на это
средства. 

- Что еще входит в комплекс предложений, поступивших от Саратова?

- Внесены предложения по необходимости закрепления обязанности собственников частных домов заключать договоры на вывоз мусора и установлению ответственности за неисполнение этой обязанности. Сейчас владельцы частных домов чувствуют свою полную безнаказанность, экономя на плате за вывоз ТБО и сваливая его куда попало: в овраги, лесополосы, тем самым создавая антисанитарные условия в городе. Разумеется, другие саратовцы обращаются к городским властям с просьбой ликвидировать стихийные свалки. И прокуроры выходят в суд с исками об обязанности ликвидации. В итоге город вывозит эти свалки за счет бюджета, который, повторюсь, у нас и без того скудный. А ведь эти деньги можно было бы направить на ремонт школ, больниц, дорог, закупку медоборудования, на многое другое, что так необходимо саратовцам. Получается, из-за безответственной позиции многих жителей частного сектора, не желающих оплачивать услуги, страдает весь город. 
             Также мы предложили законодательно усовершенствовать  взаимоотношения контрольно-надзорных органов и органов местного самоуправления, установив плановость проверок, разумные сроки ответов на запросы, предусмотрев освобождение как органов МСУ, так и их должностных лиц  от юридической ответственности в случае невозможности исполнения требований надзорных органов, судебных решений по причине недостаточности бюджетных средств. 
             Кстати, нельзя забывать и о том, что и Президент РФ Владимир Владимирович Путин придерживается позиции, что правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления необходимо совершенствовать.
             Весь комплекс предложений, в случае реализации, даст возможность местному самоуправлению не просто выживать, а добиваться реального развития муниципальных образований, улучшения условий жизни всех, кто проживает и в маленьких поселках,  и в больших городах.
             Уже в конце июня предполагается подвести окончательные итоги всей работы по сбору и подготовке конкретных предложений и направить их в высшие органы власти.  Нам очень важно, что голос муниципалитетов услышан. И здесь вызывает особое уважение позиция полпреда Михаила Бабича, благодаря которому ведется большая системная работа, направленная на повышение эффективности муниципальной власти, которая находится ближе всех к населению и по работе которой люди судят о государственной власти в целом.  



 


Возврат к списку

           Бюджет города                          Службы города    

Copyright © 2003-2007 Саратовская городская Дума Создание сайта: ООО "Инфо-Эксперт"
Председатель Саратовской городской Думы
Составы постоянных комиссий
Структура Думы
График заседаний Думы
График приема граждан
План мероприятий на неделю
Планы работы
Документы
Справочник депутатов
Информация
Муниципальный заказ
Обращения граждан
Официальное опубликование

Избирательная комиссия Саратовской области Официальный сайт администрации города Саратова Сайт администрации города Саратова Сайт президента России Сайт Государственной думы РФ Интернет портал правительства РФ Инвестиционный портал города Саратова Госуслуги