Решения Думы Проекты решений Границы избирательных округов
Официальный сайт
Саратовской городской Думы
Олег Грищенко: «Вопросы кардинального увеличения объема собственных доходов местных бюджетов пока остаются нерешенными»
Главная
Депутаты
Новости
Контакты
«« Июнь 2024 »»
 Пн   Вт   Ср   Чт   Пт   Сб   Вс 
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

08.07.2013

Олег Грищенко: «Вопросы кардинального увеличения объема собственных доходов местных бюджетов пока остаются нерешенными»

Глава Саратова Олег Грищенко прокомментировал ситуацию с увеличением доходной части городского бюджета: 
По словам главы города, «На протяжении последних лет на всех уровнях власти обсуждается проблема недостаточности объема налоговых и неналоговых доходов, поступающих в местные бюджеты. В связи с чем рассматривается необходимость пересмотра (в сторону увеличения) нормативов налогов, зачисляемых в местные бюджеты, расширения видов налоговых и неналоговых доходов муниципалитетов.   
Но пока вопросы кардинального увеличения объема собственных доходов местных бюджетов остаются нерешенными, несмотря на то, что с каждым годом потребность в финансовом обеспечении объема возложенных на органы местного самоуправления полномочий увеличивается. На местном уровне ведется работа по увеличению доходной части бюджета, но в связи с ограниченными полномочиями муниципалитетов в данной сфере, этого явно недостаточно.  
В результате доходная часть бюджета (на примере Саратова) обеспечивает не более 50% имеющейся потребности, необходимой для решения вопросов местного значения в полном объеме. В большинстве других муниципальных образований ситуация складывается не намного лучше. 
Более того, зачастую на практике органы местного самоуправления Саратова, проводя работу, направленную на увеличение налоговой
базы и улучшение качества администрирования доходных источников, что напрямую влияет на увеличение доходной части местного бюджета, сталкиваются с проблемами, которые находятся вне полномочий муниципалитетов и являются следствием непроработанности
вопросов на федеральном и региональном уровне.
Налог на имущество физических лиц. В целях своевременного и полного исчисления налога на имущество физических лиц, в соответствии со  статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации, приказом Федеральной Налоговой Службы России от 13.01.2011 года № ММВ-7-11/11@, органы Росреестра обязаны были до 1 марта текущего года предоставить в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов. Однако, из-за проблем технического характера, возникших в Территориальном информационном
ресурсе, выгрузка необходимых для целей налогообложения данных осуществлена не была. 
Основная причина предоставления неполного объема сведений о регистрационных действиях связана с проблемами выходного формато-логического контроля в Росреестре при выгрузке сведений в налоговые органы. Проще говоря – частичная несопоставимость программных продуктов ведомств. Что, в свою очередь, приводит к неполному исчислению налога на имущество физических лиц, который, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, зачисляется в бюджеты городских округов по нормативу 100%. Изучение опыта других регионов показало, что подобная ситуация не является единичной. 
Отсутствие условий для привлечения к уплате земельного налога собственников помещений многоквартирных домов. На территории Саратова расположено 6857 земельных участков, занимаемых многоквартирными жилыми домами, из которых были сформированы 4408 участков (64,3%), в т.ч. поставлены на кадастровый учет за счет средств бюджета – 2608 участков (38%).
Работа по формированию указанных земельных участков активно велась администрацией Саратова с 2008 по 2012 годы, как по одному из перспективных направлений, позволяющих увеличить налоговую базу по земельному налогу, который, как и налог на имущество физических лиц, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, зачисляется в бюджеты городских округов по нормативу 100%.
В настоящее время темпы постановки на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами значительно снижены, так как данные объекты не могут быть использованы в целях налогообложения. 
Основной проблемой, препятствующей исчислению земельного налога собственникам имущества многоквартирного дома, является несопоставимость форм отчетности, программного обеспечения налоговых органов и Управления Росреестра, отсутствие правомерных способов расчета долей в общедолевой собственности.
Реализация мер по привлечению собственников к налогообложению земельным налогом позволила бы привлекать ежегодно в муниципальный бюджет дополнительные средства в размере более 226 млн. руб. и увеличить поступления по данному налоговому
источнику более чем на 20%.
Земельный налог, арендная плата за землю. На территории Саратовской области с 11 января 2013 года вступили в силу новые
результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденные распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области.
В целях составления прогноза поступлений в бюджет муниципального образования «Город Саратов» в 2014 году от платы за использование земель (налог, аренда) был проведен анализ изменения средних значений удельных показателей кадастровой стоимости в разрезе видов разрешенного использования земельных участков на территории города.
Согласно полученным данным проведенного анализа по ряду наиболее значимых видов разрешенного использования наблюдается существенное снижение кадастровой стоимости земель. В частности, средневзвешенный удельный показатель кадастровой стоимости земель для земельных участков, предназначенных для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения; для размещения гаражей и автостоянок; для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок снизится в 2014 году более чем в 2 раза (по сравнению с 2009-2013 гг.), земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также предназначенных для размещения гостиниц – более чем в 1,5 раза (по сравнению с 2009-2013 гг.).     
Учитывая такое резкое снижение кадастровой стоимости практически для всех основных видов функционального назначения земельных участков, расположенных на территории города Саратова, сумма доходов бюджета муниципального образования «Город Саратов» в 2014 году  по земельному налогу, арендным платежам за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, может существенно уменьшиться. По прогнозным данным сокращение поступлений в городской бюджет по данным видам доходов может составить до 50%. 
Уже на данный момент Управлением Федеральной Налоговой Службы по Саратовской области прогнозный показатель по земельному налогу на 2014 год по городу Саратову доведен на уровне 817,7 млн. руб. (2012 год – 1171,1 млн. руб.). Сокращение поступлений в городской бюджет составит более 350,0 млн. руб. На последующие два года прогнозируется еще большее снижение поступлений по данному виду налогов: 2015 год – 700,6 млн. руб.,  2016 год – 701,7 млн. руб.
Кроме того, показатель кадастровой стоимости земель для земельных участков, предназначенных для дачного строительства, садоводства и огородничества увеличится в 2014 году более чем в 2,5 раза!? Данная мера, по моему мнению, может привести к негативным социально-экономическим последствиям, росту социальной напряженности.  
Указанные выше проблемы усугубляют и без того непростую ситуацию, когда в условиях недостаточности собственных доходных источников, определенных бюджетным законодательством, решение вопросов местного значения, возложенных на муниципальное образование  на протяжении многих лет, не реализуется в полном объеме. Практически отсутствуют вложения в объекты капитального строительства, ежегодно растет количество аварий на инженерных коммуникациях, ветшает жилищный фонд, увеличивается износ основных фондов и т.д.
Конечно, в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 27.11.2007 №412-П «Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения», у органов местного самоуправления есть возможность установления порядка определения и значения коэффициента в процентах от кадастровой стоимости по видам разрешенного использования земель. Реализация данных полномочий могла бы восполнить сумму выпадающих доходов из городского бюджета, но при таком подходе возникнет серьезный дисбаланс между размером арендной платы за земельный участок с определенным видом разрешенного использования и суммой земельного налога за аналогичный земельный участок (на примере одного участка). Арендная плата будет в разы больше, так как при расчете земельного налога никакие коэффициенты в процентах от кадастровой стоимости по видам разрешенного использования земель не применяются. В соответствии с Налоговым кодексом РФ, налоговая база при расчете земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.  Я не думаю, что это будет правильный подход…
В этом случае можно, конечно, рассмотреть вопрос о повышении налоговых ставок земельного налога. Этот вопрос также находится в компетенции органов местного самоуправления. Но при этом надо понимать, что верхний предел налоговой ставки земельного налога установлен Налоговым кодексом РФ, в соответствии с чем ставки земельного налога, устанавливаемые органами местного самоуправления, не могут превышать предельно допустимый уровень. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от разрешенного использования земельного участка. Таким образом, на сегодняшний день на территории Саратова уже установлены предельные размеры ставок земельного налога практически по всем видам разрешенного использования земель. 
Есть небольшой резерв, где можно поднять ставки, но при этом надо учитывать и социальные последствия. Речь, в первую очередь, идет о земельных участках, занятых индивидуальными гаражами и гаражно-строительными кооперативами, объектами оздоровительного и
рекреационного назначения и т.п. То есть, получится, к примеру, что рядовые граждане, имеющие в собственности земельные участки, на которых расположены гаражи, будут оплачивать земельный налог в сумме, почти в два раза больше, чем сейчас (с учетом снижения кадастровой стоимости земельного участка в 2 раза и повышения ставки земельного налога в 3 раза), а у собственников офисов, коммерческих зданий, размер земельного налога существенно уменьшится, в связи с уменьшением кадастровой стоимости земельных участков в 2 раза. Я глубоко убежден, что это неверный подход. 
Возможность отмены льгот по земельному налогу, что также находится в компетенции органов местного самоуправления, я даже обсуждать не хочу. Спасибо нам точно никто за это не скажет… Те категории граждан, которые на сегодняшний день решением Саратовской городской Думы освобождены от уплаты земельного налога, имеют на это все социальные основания. Принимая решение об освобождении от уплаты налога, депутаты расценивали его как одну из немногих мер социальной поддержки, которую мы можем оказать людям, нуждающимся в ней. Отмен тут быть не должно. 
Соответственно, все те меры, которые находятся в компетенции органов местного самоуправления Саратова и которые мы могли бы использовать для восполнения доходов местного бюджета, в связи с пересмотром кадастровой стоимости земельных участков на региональном уровне, не могут не затрагивать интересы простых горожан и не могут быть применены нами.
Вместе с тем, еще раз подчеркну, органы местного самоуправления Саратова на различных уровнях власти неоднократно поднимали вопросы, связанные с необходимостью решения существующей проблематики по недостаточности объема налоговых и неналоговых доходов поступающих в местные бюджеты. Однако данный вопрос пока не находит своего решения. В результате, на мой взгляд, подрывается экономическая основа местного самоуправления, что, в свою очередь, может привести к невозможности решения вопросов местного значения исходя из интересов населения».

 


Возврат к списку

           Бюджет города                          Службы города    

Copyright © 2003-2007 Саратовская городская Дума Создание сайта: ООО "Инфо-Эксперт"
Председатель Саратовской городской Думы
Составы постоянных комиссий
Структура Думы
График заседаний Думы
График приема граждан
План мероприятий на неделю
Планы работы
Документы
Справочник депутатов
Информация
Муниципальный заказ
Обращения граждан
Официальное опубликование

Избирательная комиссия Саратовской области Официальный сайт администрации города Саратова Сайт администрации города Саратова Сайт президента России Сайт Государственной думы РФ Интернет портал правительства РФ Инвестиционный портал города Саратова Госуслуги