13.09.2013
Как кадастровая стоимость земли в Саратове повлияет на развитие города?
(«Комсомольская правда» №122 от 13.09.2013)
- Олег Васильевич, в предыдущий раз, когда мы беседовали с Вами о причинах предъявления к городскому бюджету многомиллионных исковых требований, в качестве одной из основных причин Вы обозначили недостаток собственных доходов местных бюджетов, что, в свою очередь, не обеспечивает необходимую финансовую потребность для решения вопросов местного значения. Невыполнение органами местного самоуправления своих полномочий в полном объеме, в связи с недостатком финансирования, по Вашему мнению, влечет за собой и многочисленные обращения в судебные органы.
Приводя пример уменьшения в 2014 году и так небольших собственных доходов бюджета Саратова, Вы упомянули распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области, которым утверждены новые результаты кадастровой стоимости земельных участков, в результате чего бюджет Саратова недополучит сотни миллионов. Не могли бы Вы более подробно рассказать нам о данной ситуации?
- На территории Саратовской области с 11 января 2013 года вступили в силу новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденные распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 №989-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области».
В целях составления прогноза поступлений в бюджет МО «Город Саратов» в 2014 году от платы за использование земель (это земельный налог, арендные платежи) администрацией города был проведен анализ изменения средних значений удельных показателей кадастровой стоимости в разрезе видов разрешенного использования земельных участков на территории города.
Согласно данным проведенного анализа, по ряду наиболее значимых видов разрешенного использования наблюдается существенное снижение кадастровой стоимости земель (в несколько раз). В частности, средневзвешенный удельный показатель кадастровой стоимости земель для земельных участков, предназначенных для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения; для размещения гаражей и автостоянок; для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности снизится в 2014 году более чем в 2 раза (по сравнению с 2009 - 2013 гг.); земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также предназначенных для размещения гостиниц – более чем в 1,5 раза (также по сравнению с 2009 - 2013 гг.).
Учитывая такое резкое снижение кадастровой стоимости практически для всех основных видов функционального назначения земельных участков, расположенных на территории Саратова, сумма доходов городского бюджета в 2014 году по земельному налогу, арендным платежам за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, земельные участки, находящиеся в собственности городских округов, существенно уменьшится.
Так, по данным, представленным Управлением Федеральной Налоговой Службы по Саратовской области, по земельному налогу прогнозируется снижение поступлений относительно бюджетных назначений 2013 года на сумму 268,8 млн. руб.
По данным администрации МО «Город Саратов», ожидается снижение поступлений по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (несмотря на увеличение норматива отчислений с 80% до 100% в 2014 году)
на сумму около 270,0 млн. руб.
По той же причине (изменение кадастровой стоимости) снизятся доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на сумму 30,0 млн. руб., и по арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности городских округов, на сумму 3,8 млн. руб.
Общую сумму выпадающих доходов посчитать несложно, она составит около 570,0 млн. руб.
В целом, по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области, утвержденным комитетом по управлению имуществом Саратовской области, больше вопросов, чем ответов.
Например, почему средневзвешенный удельный показатель кадастровой стоимости земель для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в городе Саратове ниже аналогичного показателя в Энгельсском муниципальном районе более чем на 10%?
По остальным группам видов разрешенного использования земельных участков средневзвешенный удельный показатель кадастровой стоимости в Саратове все-таки выше, чем в Энгельсском муниципальном районе, а вот по промышленности ниже. Загадка?!
Или почему средневзвешенный удельный показатель кадастровой стоимости земель для земельных участков, находящихся на территории Саратова, предназначенных для дачного строительства, садоводства и огородничества, увеличится в 2014 году более чем в 2,4 раза!?
Данная мера, по моему мнению, может привести к негативным социально-экономическим последствиям, росту социальной напряженности, так как земельные участки для целей садоводства и огородничества, в основном, предоставляются социально уязвимым слоям общества.
Почему, например, по одинаковым по виду разрешенного использования земельным участкам, предназначенным для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, среднее значение кадастровой стоимости в поселке Юбилейный (наиболее перспективное направление многоэтажного строительства и дальнейшего развития города) составляет 2681,67 руб. кв. м., а при этом в поселке Юриш (одна из наименее востребованных территорий) среднее значение - 3150,87 руб. кв. м.?
Почему такие факторы, как наличие центрального электро-, водо-, тепло-, газоснабжения, отопления и канализации значительно выше влияют на определение стоимости земельных участков, находящихся на территории города Саратова и предназначенных для размещения гаражей и автостоянок, чем на стоимость земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания?
Почему оставлено без внимания хаотичное и бессистемное изменение средних значений кадастровой оценки, явно не соответствующих уровню социально-экономического развития муниципальных образований Саратовской области?
Почему полученные результаты не проанализированы комитетом по управлению имуществом Саратовской области? После того, как возникли все эти вопросы, администрации МО «Город Саратов» на рассмотрение был представлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Саратовской области.
По итогам рассмотрения указанного отчета был выявлен ряд замечаний, ставящих, по мнению администрации Саратова, под сомнение результаты оценки и свидетельствующих о возможном проведении работ с нарушениями требований приказа Министерства экономического развития и торговли, которым утверждены указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
В частности, специалисты администрации муниципального образования, проанализировав отчет, результаты которого были утверждены распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области, сделали следующие выводы:
1. При проведении оценки нарушены положения приказа Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 г. № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».
2. Использованная выборка объектов – аналогов для определения кадастровой стоимости земельных участков в городе Саратове не обеспечивает полноту и достоверность информации, использованной при оценке.
3. Не обосновано применение использованных при расчете ценообразующих факторов.
4. Проведенный расчет на основании представленных в отчете уравнений моделей является некорректным и не приводит к результатам, полученным в ходе оценки.
Пока, насколько мне известно, администрация города разъяснений на свои замечания не получила.
В то же время, помимо уменьшения поступлений по земельному налогу в 2014 году на 268,8 млн. руб., Управлением Федеральной Налоговой Службы по Саратовской области прогнозный показатель по земельному налогу на 2015 год по городу Саратову доведен на уровне ниже показателя 2014 года еще почти на 120,0 млн. руб., в связи все с тем же изменением кадастровой стоимости земель. В 2016 году объем доходов бюджета города по данному доходному источнику прогнозируется на уровне 2015 года.
Таким образом, получается, что одним росчерком пера председатель комитета по управлению имуществом Саратовской области, по моему мнению, взял на себя ответственность не только за ухудшение социально-экономической ситуации в ряде муниципальных образований области (Саратов не единственный, кого коснулась эта проблема), в связи с существенным сокращением поступлений в местные бюджеты с 2014 года платы за пользование землями населенных пунктов, но и в определенной части за состояние налогового потенциала нашего региона, в связи с утверждением им подобных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Как известно, эффективная реализация и рост налогового потенциала субъектов РФ по праву считаются важнейшими условиями динамичного развития экономики России. Обеспечение последовательного развития налогового потенциала регионов способствует росту их финансовой самостоятельности и повышению уровня социально-экономического развития.
С учетом вышесказанного, я глубоко сомневаюсь, что наш регион успешно сможет решить поставленную задачу, благодаря «усилиям» комитета по управлению имуществом Саратовской области.