31.03.2014
Освобождение муниципалитетов от уплаты исполнительского сбора поддержит городской бюджет
19 марта 2014 г. в Государственную Думу РФ внесен законопроект об освобождении государственных органов и органов местного самоуправления от уплаты исполнительского сбора. Проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в настоящее время находится в профильном комитете Госдумы, готовится к рассмотрению в первом чтении. Глава города Саратова Олег Грищенко выразил свое отношение к законопроекту:
«Для нашего города, как и для других муниципальных образований, это очень болезненный и важный вопрос. С 2014 года размеры исполнительского сбора были увеличены. В настоящее время за несвоевременное исполнение решений суда на муниципалитет налагается денежное взыскание в очень существенном размере: 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости имущества, но не менее 10 000 руб. с должника-организации (ранее – не менее 5 000 руб.). В случае, когда речь идет об исполнительных документах неимущественного характера, то исполнительский сбор составлял 5 000 рублей, а с 2014 года он увеличен в 10 раз и составляет 50 000 руб. После вступления в силу решения суда, муниципалитету дается 5 дней для его добровольного исполнения, если законом не предусмотрен другой срок.
Безусловно, за неисполнение решений суда необходимо налагать взыскание. Но ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в Саратове сложилась ситуация, при которой муниципалитет не располагает бюджетными средствами для того, чтобы исполнить целый ряд судебных решений. В первую очередь, это касается решений о переселении граждан из аварийного жилья, поскольку для их исполнения требуется огромная для городского бюджета сумма - 1 млрд. 47 млн. руб. Совершенно очевидно, что в короткий срок решить эту проблему невозможно, для этого потребуется хотя бы несколько лет. Мы хотим исполнять все решения суда своевременно и в полном объеме, но у муниципалитета просто нет для этого денег, и нас за это наказывают опять же рублем. То есть, муниципалитет должен платить деньги за то, что у него нет денег. Замкнутый круг.
Только в прошедшем, 2013 году, из бюджета города было взыскано около 3 млн. рублей на оплату исполнительского сбора. Эти денежные средства могли бы быть направлены на исполнение судебных решений, на приобретение квартир для переселения граждан. Вместо этого они ушли в федеральный бюджет, куда Саратов и без того перечисляет 60% от всех собираемых на его территории налогов. На мой взгляд, такая схема не только несправедлива по отношению к муниципалитетам, но и просто нерациональна. Вопросы местного значения не решаются, а только заходят в еще больший тупик. Причем, в первую очередь, страдают интересы горожан, поскольку сокращение средств в бюджете отдаляет решение их проблем, удовлетворение их интересов. А в будущем, поскольку сумма сбора увеличилась, мы будем терять еще больше. И такая ситуация сложилась во многих городах, она характерна, например, для Омской области, представитель которой внес в Госдуму обсуждаемый законопроект.
Не буду в очередной раз говорить о многолетнем недофинансировании саратовского бюджета, о том, что нам не хватает средств на исполнение важнейших полномочий. Об этих трудностях я много раз говорил, и о них все знают. Мы работаем в условиях тех бюджетных реалий, которые у нас есть, и используем любую возможность для пополнения городской казны. Но на муниципальном уровне, без глобальных изменений в федеральном законодательстве нам эту проблему не решить, как и многим другим городам России. В случае принятия обсуждаемого законопроекта, органы местного самоуправления будут освобождены от уплаты исполнительского сбора, и это поддержит городской бюджет, позволив сэкономить существенные средства и направить их на исполнение судебных решений, на благо жителей нашего города».