15.05.2014
Олег Грищенко: "Создание скоростной трамвайной линии может заложить основу для развития СГЭТ"
Благоустройство города, создание в нем комфортной среды проживания остается одним из важнейших направлений в работе муниципальной власти. Руководство Саратова не раз заявляло о том, что благоустройство останется в центре внимания, несмотря ни на какие сложности, в том числе и финансовые. О том, что делается сегодня в этом направлении, а также как будут решаться другие волнующие саратовцев проблемы, в том числе и транспортные, глава Саратова Олег Грищенко рассказал в интервью ИА "СарИнформ".
- Олег Васильевич, не так давно в ряде СМИ были высказаны опасения по поводу возможного ухудшения в сфере транспортного обслуживания саратовцев, вплоть до остановки движения трамваев и троллейбусов. Вы тогда успокоили горожан, заверив, что транспортный коллапс городу не грозит. Какова ситуация сегодня? Будут ли предприняты городом какие-то действия для предотвращения такой ситуации?
- Организация транспортного обслуживания – одно из полномочий местного самоуправления, этот вопрос входит в число основных приоритетов в нашей работе. Проблем здесь, действительно, много, мы это никогда от горожан не скрывали. «Саратовгорэлектротранс» сегодня находится в очень тяжелом положении: и финансово, и технически, и в отношении кадров, однако, будем надеяться, что предпринимаемые нами шаги помогут не только сохранить это предприятие и улучшить его работу.
Что конкретно для этого необходимо сделать? Во-первых, сбалансировать тарифы на поездки в электротранспорте таким образом, чтобы они соответствовали реалиям, давали возможность своевременно проводить ремонт подвижного состава, путей, платить более-менее приличную зарплату работникам. Судите сами: сегодня билет стоит 12 рублей, в то время как себестоимость одной поездки почти вдвое дороже. Предприятие, по сути, много лет работает себе в убыток. С одной стороны, оно выполняет социально важную функцию – дает горожанам возможность недорогого проезда, но с другой – у него есть первоочередные потребности, и если ничего не менять, то даже ремонт путей ему будет проводить не на что, не говоря уже о закупке новых вагонов или какой-то технической модернизации.
Другая возможность поддержать предприятие – выделение субсидий из городского бюджета, это делается ежегодно, несмотря на сложное финансовое положение города, какие-то средства попробуем изыскать и в этом году. Но это – капля в море, необходимо гораздо больше. Активно занимаемся и претензионной работой по взысканию долгов предприятию за перевозку льготных категорий граждан. Тут, считаю, хорошие перспективы для пополнения бюджета СГЭТ. В любом случае, город сделает все, чтобы не допустить остановки предприятия, сохранить экологичный транспорт.
Кроме того, сегодня вопрос необходимости – модернизация как технической части, парка электротранспорта, так и маршрутных схем. Решение этих вопросов, кстати, предусмотрено и Генеральным планом города. Давно назрела необходимость строительства линии скоростного трамвая. Конечно, это потребует серьезных вложений, строительства новых развязок, эстакад. Денег в бюджете на это нет. Выходом мог бы стать вариант государственно-частного партнерства, привлечение концессионеров, это сейчас активно обсуждается. Главное – четко обозначить перспективы развития городского электротранспорта, провести конкурс на проект планировки скоростной трамвайной линии, ведь ее создание может заложить основу для развития СГЭТ на ближайшие 15-20 лет.
- За три прошедших года в Саратове появились новые, а вернее, восстановленные из небытия, парки и скверы. В них создана необходимая инфраструктура, есть детские и спортивные площадки, а значит, там жители города могут полноценно отдохнуть всей семьей. Многих волнует, сохранится ли и в этом году тенденция по благоустройству зеленых зон, будут ли созданы новые уголки отдыха? На это ведь нужны средства, а их в бюджете, как Вы не раз подчеркивали, слишком мало…
- Знаете, вот это направление – создание условий для отдыха горожан – было выбрано нами не случайно. Я всегда считал и считаю, что в любом большом городе, загруженном большим количеством транспорта, с плотной застройкой, промышленными предприятиями, обязательно должно быть много таких красивых мест отдыха, чтобы можно было бы посидеть на лавочке, погулять с детьми, просто подышать воздухом и полюбоваться цветами. В Саратове, при том, что здесь много разных зеленых зон, не было именно такой красоты, ухоженности и благоустроенности. Об этом часто говорили горожане в ходе встреч, а еще напоминали, что наш город стоит на Волге, а доступа к ее берегу практически нет, только на небольшом участке Набережной. Смотрите, за последнее время создана зона отдыха в Затоне, восстановлены и обустроены почти два десятка скверов и парков. Но, конечно, работы еще предстоит много, тем более, что есть где развернуться. И дело здесь не только в деньгах, но и в грамотном подходе к организации, в привлечении заинтересованного и ответственного бизнеса, в позиции самих горожан.
Что в планах на этот год. Сначала расскажу о том, как будут дальше развиваться зеленые зоны. У нас уже многое сделано, особенно в Ленинском районе, восстановленные там скверы и парки, такие как «Территория детства», «Солнечный», да и остальные, пользуются огромной популярностью у жителей и, что очень важно, там постоянно поддерживается порядок, обеспечена сохранность расположенных в них объектов. И в этом году работа продолжится – предстоит благоустроить бульвар на проспекте Строителей.
Но основные работы развернутся в поселках Юбилейный и Новосоколовогорский. Сейчас уже выполнены предпроектные предложения по устройству нового парка, который будет называться «Парк Свободы», ведется определение стоимости всего комплекса работ, после чего можно будет к ним приступать.
Благоустроим и территорию между недавно построенными ФОКом и детским садом «Жар-птица». Тут будут широкие аллеи, детские площадки с игровыми комплексами, фонтан, а в зимнее время – каток. Уже устраиваются площадки с клумбами, высажены деревья ценных пород. Уверен, все будет очень красиво и удобно для отдыха жителей.
- Горожане часто интересуются, что будет дальше делаться в центре города, какова дальнейшая судьба «Аллеи роз»?
- Я не раз говорил, что постепенно мы добьемся того, чтобы вернуть территории у Крытого рынка и цирка прежний статус всеми любимого городского сквера. Согласитесь, сегодняшний облик участка никак не вяжется с представлениями о центре большого, практически миллионного современного города. А торговля, по моему мнению, должна вестись только в цивилизованных условиях, но никак не на улице, в зоне общего пользования. Обустроенных торговых площадей в городе более чем достаточно, да и люди больше по привычке что-то приобретают на улице, хорошо понимая при этом, насколько удобнее будет и продавцам, и покупателям в нормально оборудованном помещении.
Мы долгое время ждали, когда закончится срок аренды «Аллеи роз», в декабре прошлого года он закончился и арендатору направлены уведомления об отсутствии намерения у муниципалитета продлевать срок договора. Земельный участок будет использован для целей благоустройства в соответствии с исторически сложившимся порядком пользования, ведь «Аллея роз» всегда была зоной отдыха для горожан. Однако лица, осуществляющие торговлю, не спешат покидать эту территорию и продолжают занимать ее незаконно. Администрация города подала исковое заявление в Арбитражный суд об устранении препятствий в пользовании земельным участком и демонтаже торговых объектов. Процесс это небыстрый, возможно, потребуется более оперативное вмешательство в рамках административного производства. Для этого необходима поддержка, в том числе, правоохранительных органов, и мы надеемся, что они окажут содействие. В любом случае, наша позиция однозначна: будем убирать с аллеи торговые ряды и благоустраивать парк, высаживать розы, устанавливать скамейки, в общем, делать все, чтобы получилась зеленая зона с хорошей современной инфраструктурой для полноценного семейного отдыха.
Есть планы продлить пешеходную зону от Мирного переулка по улице Вавилова до Астраханской. Но для этого необходимо сначала решить вопросы и выполнить комплекс мероприятий по модернизации движения пассажирского транспорта. Это как раз связано с организацией линии скоростного трамвая. Так что это уже планы на перспективу.
- Олег Васильевич, шел разговор о том, что и Волга станет для горожан доступнее уже в недалеком будущем. Неужели и у нас в Саратове, как в большинстве волжских городов, можно будет искупаться и отдохнуть на пляже прямо на Набережной?
- Уверен, это мечта не одного поколения саратовцев. И действительно. город намерен вопрос этот решить. Сейчас уже собраны и изучаются необходимые заключения всех организаций, отвечающих за использование водных ресурсов, строительство инженерных коммуникаций, а также соответствующих надзорных органов, по возможностям использования береговой полосы от кинотеатра «Экран» до Бабушкиного взвоза под устройство городского намывного пляжа. Конечно, предстоит непростая работа, нужно учесть много аспектов – обеспечить комфорт и безопасность отдыхающих, транспортную доступность, предусмотреть стоянки для транспорта, соблюсти интересы тех, кто проживает в прилегающих микрорайонах. Но это вполне выполнимые задачи. А в дальнейшем будем прорабатывать возможность оборудования мест для купания на новой Набережной – от Бабушкина взвоза до ул. Вольской.
Так что и сегодня работа по благоустройству Саратова, решению задач по созданию по-настоящему комфортной среды продолжается, несмотря на многие трудности. Знаете, когда-то многие не верили, что будет оборудована зона отдыха в Затоне. Где сейчас эти скептики? Сегодня это одно из самых востребованных мест отдыха горожан. Говорили и о том, что, мол, в городе хватает проблем, и все эти парки, скверы, клумбы – нерациональное использование бюджетных средств. Спросите сегодня жителей Ленинского, Заводского, Кировского районов, хотели бы они вернуть то время, когда не было современных и красивых зеленых зон. Думаю, они очень удивятся, ведь сейчас трудно себе представить, что еще несколько лет назад здесь царило полное запустение. Людям необходимо где-то отдыхать, гулять с детьми, а далеко не все имеют дачи или другую возможность пообщаться с природой. Мы для этого будем делать все возможное, даже в условиях острой нехватки средств.