14.10.2014
Лицензирование управляющих организаций не позволит полностью избавиться от проблем в управлении жилфондом
На состоявшемся сегодня заседании постоянной комиссии по градостроительству, ЖКХ, архитектуре, земельным ресурсам главной темой стала подготовка к лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Согласно федеральному законодательству переход к государственному регулированию в этой сфере начался уже с 1 сентября текущего года. Орган государственной власти (Государственная жилищная инспекция) должна будет выдавать лицензии управляющим организациям. Но хотя соответствующие изменения в Жилищный кодекс РФ вступили в силу, они предполагают принятие нескольких подзаконных актов на федеральном уровне.
Лицензионные требования установлены ст. 193 Жилищного кодекса и не привязаны к материально-техническому оснащению управляющих компаний, оценке штата сотрудников или наличию аварийно-диспетчерской службы, проводится лишь квалификационный экзамен лица, претендующего на получение квалификационного аттестата.
Как сообщил заместитель главы администрации города по городскому хозяйству Дмитрий Федотов, в городе работают 94 управляющих компании, в управлении которых находится 3989 многоквартирных домов. В случае если УК до 1 апреля 2015 года не обратится за лицензией, а также в случае прекращения ее действия органы МСУ обязаны будут инициировать проведение собраний собственников по выбору способа управления в конкретном доме либо провести открытые конкурсы по выбору управляющих организаций.
Основные проблемы при введении лицензирования, в частности, таковы: не определен порядок проведения квалификационных экзаменов, после получения лицензии государственный жилищный надзор или муниципальный жилищный контроль в отношении данной УК не будет осуществляться, только лицензионный контроль, внеплановые проверки будут проводиться по согласованию с прокуратурой только в случае наличия угрозы жизни и здоровью граждан при оказании ЖКУ. А поток жалоб жителей по поводу нарушения их прав как потребителей услуг, предположительно, будет направляться в муниципалитет. Но самый серьезный вопрос, как констатировал председатель комиссии Дмитрий Кудинов, это ситуация, когда управляющие компании, чтобы выполнить лицензионные требования, начнут массово отказываться от обслуживания ветхих домов, домов с признаками аварийности, что неизбежно вызовет социальную напряженность. С июня уже расторгнуты договоры управления по 324 таким домам.
Дмитрий Федотов выразил мнение, что выходом должно стать создание муниципальной управляющей компании с компенсацией части ее затрат из бюджета. На это потребуется порядка 80 млн. руб. Однако, и она должна будет подчиняться лицензионным правилам. На вопрос депутата Константина Лекомцева о наличии способов воздействия на недобросовестных «управленцев» в условиях лицензирования был получен отрицательный ответ.
Присутствующая на заседании руководитель Государственной жилищной инспекции Саратовской области Юлия Абрамова рассказала, каких нормативных актов еще нет для осуществления процедуры лицензирования, а также доложила о начале формирования областной лицензионной комиссии.
Депутаты приняли информацию к сведению, отметив, что необходимо устранить еще ряд пробелов в законодательстве, в частности, определить порядок наделения органов МСУ полномочиями по проверке лицензированных УК, установить требования к УК в части их материально-технической базы и кадрового состава, ввести особые условия для работы муниципальных компаний, учитывающие специфический состав обслуживаемого ими жилфонда.
Далее Дмитрий Федотов доложил о работе межведомственной комиссии по вопросам деятельности управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК за 9 месяцев 2014 года. В ее состав входят депутаты гордумы, представители администрации города, прокуратуры, Министерства строительства и ЖКХ, ГЖИ. Основная задача комиссии - рассмотрение спорных вопросов при взаимодействии собственников с управляющими организациями, поставщиками ТЭР, при проведении капремонта многоквартирных домов, при подготовке к отопсезону и т. д. Комиссия занималась, в частности, передачей технической документации по дому №9А по ул. Батавина между ЖСК и ТСЖ, задолженностью ООО «Саратовская ЖЭК», ООО «Континент 2011», ООО «Восход» и др. перед ресурсоснабжающими организациями, заключением договоров ТСЖ «Монолит-2010» с поставщиками ТЭР. Практически по всем обращениям был найден консенсус.
Члены комиссии заслушали также информацию заместителя главы администрации города по градостроительству и архитектуре Андрея Гнусина о ходе реализации мероприятий Генерального плана Саратова из раздела «Улично-дорожная сеть». Речь шла о перспективах строительства транспортного тоннеля под ж/д полотном по ул. Рабочей, о разработке проекта размещения в центральном районе города системы многоэтажных и подземных стоянок автотранспорта.
Строительство тоннеля необходимо для обеспечения транспортной связи между центральным районом и залинейной частью города. По предварительным подсчетам стоимость работ составит 207,6 млн. руб. Для обеспечения пешеходной связи возможно переоборудование существующего тоннеля по 13-му Белоглинскому проезду. В связи с дефицитом бюджета в перечень объектов капстроительства тоннель на Рабочей не включался. Комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству разработаны варианты размещения подземных одно- и многоуровневых парковок : на Театральной площади, площади перед зданием ТЮЗа, перед сквером «Липки», на ул. Сакко и Ванцетти рядом с Крытым рынком, на площади перед зданием администрации, на бульварах по ул. им. Рахова и ул. Астраханской. В настоящее время сформированы и поставлены на кадастровый учет участки под Театральной площадью, на ул. Сакко и Ванцетти, ул. Рахова.
Депутаты задавали вопросы о причинах столь высокой стоимости строительства тоннеля, о взаимодействии с РЖД, о прогнозах увеличения транспортного потока, о судьбе разработок депутатской рабочей группы под руководством Александра Дегтярева по расширению городских улиц. Информация была принята без возражений.
Кроме того, на заседании был принят проект о внесении изменений в план работы городской Думы на 2-е полугодие текущего года. Депутаты сочли целесообразным исключить вопрос о разработке требований к мощению улиц, концепции цветового решения застройки, архитектурно-художественных требований городского дизайна, так как все эти требования будут включены в готовящиеся местные нормативы градостроительного проектирования.