09.02.2015
Олег Грищенко прокомментировал работу администрации города по решению проблемных вопросов городского хозяйства
На минувшей неделе состоялось расширенное заседание Правительства Саратовской области, на котором подвели итоги социально-экономического развития нашего региона за 2014 год и наметили перспективы на 2015 год. Глава Саратова Олег Грищенко дал комментарий по аналогичным вопросам регионального центра:
- В ближайшее время в Саратове также планируется проведение коллегии, на которой будут подведены итоги социально-экономического развития регионального центра за минувший год и намечены перспективы на следующий отчетный период. Поэтому более подробный ответ на этот вопрос вы услышите на данной коллегии. Сейчас же я хочу остановиться на основных, на мой взгляд, ключевых факторах, влияющих на развитие нашего города.
В 2014 году во все уровни бюджетной системы РФ поступило налоговых доходов, собранных с территории города Саратова, 85,2 млрд. руб., что составило 106,1% от уровня 2013 года. Доля поступлений в федеральный бюджет составила 62,1%, в бюджет Саратовской области – 31,5%, в бюджет города Саратова - всего 6,3%. Для сравнения: за последние 10 лет объем налоговых поступлений с территории города вырос в пять раз, а доля местного бюджета в этом объеме с 2004 года сократилась практически в 3 раза.
Темп роста налоговых и неналоговых доходов бюджета Саратова в 2014 году относительно 2013 года составил 81,7%. Основные причины отсутствия прироста – это снижение норматива поступлений в городской бюджет от НДФЛ и утверждение результатов переоценки кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории города.
На протяжении многих лет складывается ситуация, когда объем собственных доходов бюджета города, межбюджетных трансфертов, поступающих из бюджета Саратовской области, не обеспечивают в полном объеме потребность муниципального образования «Город Саратов» в финансировании реализуемых полномочий. В последние годы данная ситуация еще больше усугубилась. Финансовая обеспеченность собственными доходами в 2015 году прогнозируется на уровне чуть более 30% от нормативного объема средств, необходимых для надлежащего решения вопросов местного значения городского округа.
Несомненно, выходом из ситуации могут стать действия органов государственной власти, направленные на обеспечение финансовой самостоятельности органов местного самоуправления. Но, учитывая текущую экономическую ситуацию в регионе и в стране в целом, думаю, что как никогда ранее, на первый план выходит решение органами местного самоуправления вопросов привлечения в экономику города частных инвестиций путем реализации различного рода соглашений о частно-государственном партнерстве, в целях использования внебюджетных источников финансирования при решении вопросов местного значения.
Еще в 2013 году мною ставились подобные задачи на 2014 год и последующие периоды перед заместителями главы администрации города. В первую очередь, речь шла о привлечении частных инвестиций для решения проблемных вопросов городского хозяйства Саратова. А именно:
- Строительство линий скоростного трамвая. Саратовским трамваям уже давно пора придать ускорение. Нередко по вине трамваев происходят автомобильные пробки, где-то раз в два месяца они сходят с путей или ломаются, и тогда движение в этих районах останавливается минимум на час. А скоростной трамвай не мешает наземному транспорту, что в условиях практически уже ставших обыденными транспортных заторов существенно разгрузит улицы города, облегчит жизнь горожанам. Однако дальше планов администрации города дело пока не пошло, в то время как пора предпринимать конкретные шаги.
- Акционирование МУПП «Саратовгорэлектротранс» со стопроцентной долей муниципалитета с последующей передачей в концессию имущественного комплекса данного предприятия. В данном случае реализация механизма частно-государственного партнерства путем заключения концессионного соглашения позволила бы не только сэкономить бюджетные средства в размере 100-150 млн. руб. в год, перенаправив их на решение иных, не менее важных вопросов, но и решить вопрос модернизации городского общественного электрического транспорта за счет привлечения частных инвестиций. Где решение проблемы?!
- Привлечение частных инвестиций для целей модернизации системы водоснабжения и водоотведения Саратова, также путем передачи имущественного комплекса МУПП «Саратовводоканал» в концессию. Думаю, не надо рассказывать какой положительный эффект для города и горожан мы получили бы, при этом сэкономив бюджетные средства в размере не менее 50 млн. руб. в год. Какие предприняты шаги в этом направлении?
- Строительство мусоросортировочного комплекса на полигонах ТБО, находящихся в собственности муниципального образования «Город Саратов», за счет привлечения частных инвестиций. Еще в начале 2014 года администрация города докладывала депутатам Саратовской городской Думы, что к 2016 году все городские полигоны ТБО должны быть оборудованы мусоросортировочными комплексами и соответствовать всем требованиям законодательства. К тому же все закрытые полигоны в Саратове должны быть рекультивированы. Пока же только в конце декабря 2014 года подготовлен пакет документов об объявлении концессионного конкурса на строительство одного круглогодичного мусоросортировочного комплекса на Петровском тракте в пос. Елшанка, а бюджет города продолжает нести огромные расходы на сбор, вывоз и утилизацию ТБО и КГО. При своевременном решении данного вопроса, десятки миллионов бюджетных средств можно было бы перенаправить на решение иных, не менее важных вопросов местного значения.
Считаю подобное положение дел недопустимым! У нас нет времени на затягивание решения столь важных для города проблем. 2015 год будет очень напряженным, и при отсутствии внебюджетных источников финансирования, я не исключаю, что мы будем вынуждены сократить часть бюджетных расходов города.
Думаю, что в сложившейся ситуации главе администрации Саратова необходимо взять на личный контроль решение вопросов привлечения в экономику города частных инвестиций путем реализации различного рода соглашений о частно-государственном партнерстве. В сегодняшних непростых экономических условиях привлечение внебюджетных источников финансирования при решении вопросов местного значения становится одной из немаловажных задач органов местного самоуправления.