27.09.2013
Олег Грищенко: «В беге с препятствиями часто побеждают препятствия»
(«Комсомольская правда» №128 от 29.09.2013)
Дискуссионные вопросы, публикуемые в последнее время в СМИ, вызывают достаточную заинтересованность у читателей, полезны они и для органов власти, ведь истины рождаются в спорах. Продолжая уже начатую традицию, мы попросили главу Саратова Олега Грищенко прокомментировать ответ председателя областного комитета по управлению имуществом Олега Галкина на выступления саратовского градоначальника по вопросу существенного снижения поступлений в городской бюджет, в связи с проведенной переоценкой кадастровой стоимости земель Саратова.
- Олег Васильевич, в самом названии ответа Олега Галкина «Комитет утвердил кадастровую стоимость земли - следующий шаг за муниципалитетами» содержится некий алгоритм действий для муниципальной власти, как Вы считаете, является ли это выходом из сложившейся ситуации?
- Я, как глава города, в котором проживает почти треть населения нашей области, не могу оставить без внимания вопросы, связанные с бюджетной обеспеченностью, особенно в то время, когда идет формирование бюджета на очередной финансовый год.
Внимательно проанализировав статью председателя комитета по управлению имуществом Саратовской области, я не почерпнул там ничего - никакой конкретики, фактов, путей выхода, которые могли бы разрешить сложившуюся ситуацию, и самое страшное, на мой взгляд, - готовности должностного лица Правительства области нести ответственность за принятое решение.
По моему мнению, высказывание председателя областного комитета, которое, по сути, звучит как: «А я что, я ничего - я только утвердил и опубликовал», перефразировав великого классика А.С. Пушкина, достойно слов не мужа, а мальчика. Любой руководитель, тем более, руководитель структурного подразделения регионального уровня, утверждая тот или иной документ, на мой взгляд, должен нести персональную ответственность не только за содержание данного документа, но и за последствия, которые возникают в связи с его утверждением.
В данном случае получается, что комитетом по управлению имуществом Саратовской области был принят правовой акт (распоряжение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области), действие которого распространяется на все муниципальные образования области и ухудшает их финансовое положение, вообще без какого-либо анализа полученного от исполнителя отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков. При этом председатель областного комитета в своем выступлении лихо заявляет, что он исполнил свои полномочия - «утвердил и опубликовал результаты», даже не понимая всей полноты своей ответственности. Лично мне, в данном случае, под сомнение хочется поставить уже уровень профессионализма такого руководителя на предмет его соответствия занимаемой должности.
Также хочу сказать несколько слов по поводу высказываний председателя комитета по управлению имуществом Саратовской области относительно того, что у администрации МО «Город Саратов» исполнителем работ по проведению государственной кадастровой оценки земель дважды запрашивались данные о ценообразующих факторах, на которые, по мнению Олега Александровича, были получены формальные ответы. И, как я понимаю, по мнению областного чиновника, в том числе, эти обстоятельства явились причиной именно такой кадастровой оценки земель.
При этом Олег Александрович почему-то замалчивает, что Постановлением Губернатора Саратовской области от 8 октября 2012 г. № 308 была создана межведомственная комиссия по содействию в проведении работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости на территории Саратовской области. Одной из основных задач Комиссии было определено обеспечение в установленном порядке взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления в части организации сбора исходных данных для проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, рассмотрения хода работ и результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
Однако представители органов местного самоуправления и, в частности, администрации МО «Город Саратов», в состав Комиссии включены не были, о проводимой работе Комиссии не информировались и к участию не привлекались. Более того, о том, что подобная работа проводилась, органы местного самоуправления были извещены только в марте текущего года, уже по свершившемуся факту.
Вместе с тем, хотелось бы заметить, что распоряжение об утверждении результатов новой государственной кадастровой оценки земель было издано в конце декабря 2012 года. Таким образом, напрашивается несложный вывод: работы по определению кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области проведены исполнителем в рекордные сроки, несмотря на объемы, без надлежащего взаимодействия с межведомственной комиссией. И если бы межведомственной комиссией Правительства была бы реализована ее основная задача, не кажется ли, что подобная ситуация не возникла бы?!
Что же касается вопроса «Почему администрация не оспаривает результаты кадастровой оценки земель в территориальном органе Росреестра или в Арбитражном суде?», ответ кроется в самом механизме решения подобных споров. В соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости земель могут быть оспорены в Арбитражном суде или комиссии по рассмотрению подобных споров органами местного самоуправления только в отношении объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности. На сегодняшний день в муниципальной собственности находятся земельные участки, площадь которых составляет порядка 4% от территории, занимаемой городским округом. На данных землях, в основном, расположены школы, больницы, дороги, скверы, иные муниципальные объекты социальной, коммунальной инфраструктуры города. Администрация Саратова в силу действующего законодательства не вправе оспорить кадастровую стоимость земельных участков, находящихся в частной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Именно плата за пользование подобными землями приносит основной доход в муниципальный бюджет. А в силу того, что муниципальные учреждения финансируются за счет средств городского бюджета, в том числе, и на уплату земельного налога, который по нормативу 100% зачисляется в местные бюджеты, то оспаривание результатов кадастровой стоимости только по землям, находящимся в муниципальной собственности, будет выглядеть как переливание из пустого в порожнее. То же самое относится и к еще одному аргументу, озвученному Олегом Александровичем в пользу новых результатов кадастровой стоимости земель, - сокращению расходов бюджета на уплату налогов и аренды за земельные участки, занимаемые муниципальными организациями.
При данных обстоятельствах фарсом выглядит и высказывание председателя комитета по управлению имуществом области о сомнительности выводов администрации Саратова о качестве отчета проведенной кадастровой оценки стоимости земель, в связи с тем, что кадастровая стоимость муниципальных участков не оспаривалась органами местного самоуправления ни в суде, ни в комиссии по рассмотрению подобных споров. Аргументация выводов, сделанных специалистами администрации города на основании оценки произведенного отчета, направлена в письменном виде в установленном порядке в Правительство Саратовской области и на текущий момент не оспорена со стороны региональной власти.
Не буду подробно останавливаться на примерах ненадлежаще, по мнению исполнительного органа местного самоуправления Саратова, выполненных работ по оценке кадастровой стоимости, приводимых в анализе, их много, я о них упоминал в более ранних выступлениях. При необходимости, думаю, администрация областного центра готова их представить и на всеобщее обозрение.
Ну и совсем уж выходит за все возможные рамки заявление Олега Александровича о том, что администрация города якобы обратила внимание на необходимость осуществления анализа и планирования платежей за землю в доход муниципального бюджета только по истечении девяти месяцев со дня утверждения комитетом по управлению имуществом Саратовской области новых результатов кадастровой оценки земель.
Неоднократно, начиная с февраля текущего года, данный вопрос поднимался специалистами администрации МО «Город Саратов» на различного рода совещаниях в Правительстве Саратовской области. Позиция администрации по проблемам, связанным с выпадающими доходами, была озвучена и на заседании межведомственной комиссии по обеспечению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Саратовской области, состоявшемся 20 марта 2013г. Замечу, что докладчиком по вопросу «О принимаемых мерах по нивелированию ситуации, связанной с принятием актуализированных результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области» являлся министр области - председатель комитета по управлению имуществом Олег Александрович Галкин.
Помимо этого, органами местного самоуправления Саратова неоднократно направлялись обращения по данному вопросу в адрес заместителя Председателя Правительства П.В. Большеданова, министра экономического развития и торговли В.А. Пожарова, того же министра области - председателя комитета по управлению имуществом О.А. Галкина. Последним этапом было инициирование и рассмотрение данного вопроса на уровне губернатора Саратовской области В.В. Радаева в начале августа текущего года. Куда еще надо было обратиться, если, по мнению Галкина, администрация Саратова активизировала рассмотрение вопроса о существенном снижении поступлений от платы за землю в городской бюджет в связи с утверждением новых результатов кадастровой оценки земель комитетом по управлению имуществом Саратовской области только в сентябре текущего года?!
Кроме того, Олег Александрович отмечает, что в 2014 году доходы от использования земель, государственная собственность на которые не разграничена, будут в полном объеме поступать в местный бюджет (не 80%, как это происходит сейчас), а муниципальные власти города ни разу не упомянули о таком факте. Об этом в своих выступлениях я упоминал. Город все свои доходы просчитывает. При этом хочу заметить, что данное обстоятельство далеко не заслуга Олега Александровича, его «заслуги» в другом. Это норма Бюджетного кодекса РФ, принятая в силу признания недостаточности собственных доходных источников местных бюджетов. Эти средства должны поступать муниципалитетам «сверх», а не «взамен». А в итоге, в бюджет Саратова не то что дополнительно не поступит более 107,0 млн. рублей (арендные платежи за неразграниченные земельные участки, поступающие в текущем году в областной бюджет по нормативу – 20%), - город по данному доходному источнику недополучит около 270,0 млн. рублей (с учетом 100% поступлений в местный бюджет).
Для «выправления» ситуации, связанной с выпадающими доходами местных бюджетов по арендной плате за землю, в связи с утверждением новых результатов кадастровой оценки, муниципалитетам со стороны Правительства области предложено установить «повышающие» коэффициенты в процентах от кадастровой стоимости земельных участков. При этом не учитывается тот факт, что для решения данного вопроса необходимо установить такие значения «повышающих» коэффициентов, которые приведут к увеличению «нового» размера арендной платы, в частности по Саратову, в большинстве случаев - от 2 до 6 раз. При таком подходе возникнет экономически необоснованное неравенство между размером арендной платы за земельный участок с определенным видом разрешенного использования и суммой земельного налога за аналогичный земельный участок. Ведь арендная плата будет в разы больше, чем размер земельного налога, так как при расчете земельного налога никакие коэффициенты в процентах от кадастровой стоимости по видам разрешенного использования земель не применяются и, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, применяться не могут.
Я уже неоднократно отмечал, что при применении «повышающих» коэффициентов в Саратове в большинстве случаев будут нарушены основополагающие принципы определения арендной платы, установленные Правительством РФ. Основным из этих принципов является принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
Возникает немало вопросов и, как я уже сказал, по экономической обоснованности значения «повышающих» коэффициентов. Выпадающие доходы бюджета города не могут являться основой экономического обоснования принятия подобных значений коэффициентов в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.
Теперь о том, что касается ряда муниципальных образований области, которые, чтобы исправить ситуацию по выпадающим доходам от арендной платы за неразграниченные земли, применили данные коэффициенты, как говорит Олег Александрович: «воспользовались своим правом и увеличили ставки аренды…».
На сегодняшний день, насколько я располагаю информацией, в единицах муниципальных образований области действительно приняты такие решения. Проанализировав правовые акты, которыми утверждены данные решения, хочу отметить следующее.
Во-первых, ни в одном таком правовом акте не установлен порядок определения «повышающих» коэффициентов. Его просто невозможно обоснованно установить! А это уже является явным нарушением, так как в постановлении Правительства Саратовской области № 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения" четко определено, что «порядок определения указанного коэффициента и его значение устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов дифференцированно с учетом видов разрешенного использования земельных участков». Соответственно, раз нет порядка определения «повышающих» коэффициентов, значит, те или иные значения данных коэффициентов не могут считаться обоснованными и могут подлежать оспариванию. Это основное!
Во-вторых, в итоге утверждения новых результатов кадастровой оценки земель областным комитетом по управлению имуществом в муниципальных образованиях нашего региона сложилась разная ситуация. Кому-то для восполнения выпадающих доходов бюджета достаточно принять такие значения коэффициентов в процентах от кадастровой стоимости земель, которые приведут к увеличению суммы арендной платы не более чем в 2 раза по отношению к размеру земельного налога, кому-то - нет.
В Саратове, повторюсь, для компенсации выпадающих в 2014 году доходов бюджета от арендной платы за неразграниченные земли в размере около 270,0 млн. рублей необходимо установить такие значения «повышающих» коэффициентов, которые приведут к увеличению «нового» размера арендной платы, в большинстве случаев, от 2 до 6 раз! Соответствующим будет и превышение размера арендной платы над размером земельного налога.
Что касается пересмотра ставок земельного налога. Олег Александрович, говоря о земельном налоге, на мой взгляд, абсолютно непоследователен в своих рассуждениях. Сначала он указывает муниципальным властям Саратова на недоработку в данном направлении: «уже другие города области, где сложилась аналогичная с городом Саратовом ситуация, воспользовались своим правом и увеличили ставки аренды и налога на земельные участки, по которым произошло снижение кадастровой стоимости». Затем поучает органы местного самоуправления регионального центра: «Для снятия социальной напряженности и защиты социально незащищенных групп граждан органы местного самоуправления могут пересмотреть налоговые ставки по земельному налогу и расширить категории налогоплательщиков, имеющих льготу по его уплате». В такой ситуации на ум приходит фраза из замечательного фильма «Берегись автомобиля»: «Он, конечно, виноват, но он... не виноват...»
А если серьезно, противоречивость мнений и целеуказаний региональных чиновников просто поражает. Нас неоднократно критиковали за установленные льготы по земельному налогу, настойчиво советовали подумать над их отменой. Теперь обратная ситуация - пересмотрите ставки в сторону понижения, расширьте льготную категорию граждан.
В настоящий момент в МО «Город Саратов» утверждены экономически обоснованные ставки земельного налога в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. В целях оказания мер дополнительной социальной поддержки физическим лицам – пенсионерам и многодетным семьям - предоставлены льготы по уплате налога за земельный участок площадью не более 10 соток. Кроме того, органы местного самоуправления вправе в целях улучшения положения налогоплательщика пересмотреть размер ставок земельного налога в течение года, распространив их действие на начало налогового периода. Таким образом, расширить категории льготников по уплате земельного налога никогда не поздно, но, как нам советует спикер областной Думы – «по доходам и расходы».
Пока же, по данным, представленным Управлением федеральной налоговой Службы по Саратовской области, по земельному налогу в 2014 году прогнозируется снижение поступлений в бюджет города относительно бюджетных назначений 2013 года на сумму 268,8 млн. рублей. Прогнозный показатель по земельному налогу на 2015 год по городу Саратову доведен на уровне ниже показателя 2014 года еще почти на 120,0 млн. рублей. Причина одна - изменение кадастровой оценки земель. Последним аргументом областного министра «за» обоснованность результатов «новой» кадастровой стоимости земель является тезис о «дешевой земле» как неоценимом благе для города с точки зрения привлечения инвестиций, создания новых производств. Жаль, что и в этом вопросе Олег Александрович не преуспел.
Саратовской городской Думой еще в 2011 году было принято решение, в соответствии с которым организации-инвесторы, осуществившие после 1 января 2012 года в рамках реализации инвестиционного проекта капитальные вложения в расположенные на территории Саратова основные средства в размере не менее 100 миллионов рублей, в течение пяти налоговых периодов освобождаются от уплаты налога на землю. Аналогичное решение принято и в отношении субъектов малого бизнеса, осуществивших капитальные вложения в размере 20 млн. рублей. Также, все тем же постановлением Правительства Саратовской области N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения", для организаций-инвесторов, имеющих инвестиционный договор с уполномоченным органом исполнительной власти области, предусмотрена ставка арендной платы за земли - 1%. Таким образом, для снижения себестоимости строительства, формирования активов уже были созданы все необходимые условия.
Кроме того, как правило, любое событие в сфере инвестиционной политики обычно широко освещается в PR-компаниях регионов как неоспоримое преимущество, а в данной ситуации новая кадастровая оценка земельных участков стыдливо замалчивается.
Проблема Саратова не в высокой стоимости земли, а в отсутствии земельных участков, свободных от прав третьих лиц.
В завершение хочу еще раз вернуться к отчету об определении кадастровой стоимости земельных участков, который явился основанием для утверждения областным комитетом по управлению имуществом результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области.
Олег Александрович, рассуждая пространно и много о чем, так и не ответил на основные вопросы, которые возникли по результатам анализа данного документа и явились основанием поставить его под сомнение.
Почему оставлено без внимания хаотичное и бессистемное изменение средних значений кадастровой оценки, явно не соответствующих уровню социально-экономического развития муниципальных образований Саратовской области? И, в связи с этим, резонно напрашивается еще один вопрос - «Кому это выгодно?»