13.03.2014
Одна из основных задач реформы МСУ - приблизить местную власть к избирателям
Депутаты Саратовской городской Думы и член Совета Федерации Михаил Исаев прокомментировали внесение поправок в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Депутат городской Думы Сергей Крайнов:
«У меня сложилось впечатление, что одна из основных задач реформы - приблизить местную власть к избирателям для более эффективного и быстрого решения проблем горожан. Но при этом неизбежно увеличится и ответственность, возложенная на депутатов. Поэтому крайне важно, какие кандидатуры будут предлагаться на эти посты, как горожане будут делать свой выбор, чтобы ответственность каждого избранного депутата была персональной, и люди голосовали именно за того человека, которого они хотят видеть представителем своих интересов в органах местного самоуправления. А для этого было бы логично проводить голосование в районах по одномандатным округам.
По какой системе будут проводиться выборы в представительные органы внутригородских муниципальных образований, мы пока не знаем, но, как депутат, я считаю, что выборы по одномандатным округам более понятны людям и дают больше возможностей наладить личное взаимодействие между парламентариями и жителями для решения важнейших проблем города».
Член Совета Федерации Михаил Исаев:
«То, что местное самоуправление нуждается в реформе, сомнений не вызывает. Сегодня у людей зачастую нет возможности быстро получить необходимую поддержку того депутата, за которого они голосовали и на чью помощь рассчитывали, да и в целом, система взаимодействия с властью на местном уровне остается не всегда оперативна и доступна.
Однако, на мой взгляд, в проекте реформы МСУ остается много неясностей, в том числе, в таком важнейшем вопросе, как межбюджетные отношения всех уровней власти в регионе.
Как предполагают инициаторы реформы, она не потребует каких-либо дополнительных средств, а между тем, чтобы обеспечить исполнение полномочий увеличившегося депутатского корпуса и возросшего числа сотрудников исполнительной власти в районе, нужно будет иметь соответствующий бюджет. Кроме того, крупным городам, областным центрам придется решать хозяйственные вопросы и на общегородском уровне, в первую очередь, по обеспечению деятельности муниципальных предприятий, обслуживающих, например, инженерные коммуникации, места отдыха, городские магистрали и другие необходимые для города инфраструктурные объекты.
Бюджетные вопросы пока остались не прописанными в проекте закона, а, по моему мнению, именно бюджетная составляющая является причиной большей части проблем на местном уровне. Считаю, что проект требует широкого обсуждения именно в муниципалитетах. И нам, как законодателям, надо прислушаться к мнению тех, кто там живет и работает».
Депутат городской Думы Елена Злобнова:
«Если говорить о предложенной реформе, основной фронт депутатской работы перемещается на уровень, более близкий к избирателю. Большая часть депутатов будет работать на внутрирайонном уровне, и прямая их ответственность перед избирателем, действительно, возрастет. Но будет ли от этого более эффективным решение проблем горожан?
Районным депутатам предлагается решать проблемы благоустройства, тесно взаимодействовать с избирателями и выполнять их наказы, но непонятно, как их полномочия и организационная сторона работы будут обеспечены финансово. Ведь решение проблем благоустройства зависит не столько от налаженных коммуникаций между депутатами и горожанами, сколько от бюджетного финансирования.
Городской власти прекрасно известно и о плохом состоянии дорог и придомовых территорий, и о неблагоустроенных зеленых зонах, и о многом другом. Практически все проблемные адреса нам известны, ведь городские депутаты постоянно проводят встречи с горожанами и принимают обращения от них. Но часть этих проблем остается нерешенной именно по причине нехватки финансирования, и увеличение числа депутатов на районном уровне на эту ситуацию вряд ли повлияет, если не будет решен, в первую очередь, финансовый вопрос. А если он не решится, может получиться так, что после реформы жители будут доводить до сведения депутатов еще большее количество проблем, а депутаты только разведут руками и ответят, что денег на их решение у них нет. Мне кажется, это может привести к росту недовольства среди населения.
Также предполагается, что в полномочия внутригородских муниципальных образований будет входить установление, изменение и отмена местных налогов и сборов. Сейчас все эти полномочия прописаны на уровне муниципального образования, что дает возможность пополнять городской бюджет, но совершенно непонятно, как эта работа будет вестись после реформы. Произойдет какое-то разделение, благодаря которому одни налоги пойдут в городской бюджет, а другие – в бюджет районов? Или это будут какие-то другие виды местных налогов, которые закрепят за внутригородскими МО?
Вернемся к вопросу благоустройства. В Саратове действуют Правила благоустройства, принятые городской Думой, но между законодательными, исполнительными и контрольными органами продолжается дискуссия о правомерности применения ответственности за их нарушение, о правильном применении механизма привлечения к этой ответственности. Как видите, этот документ - очень сложный рабочий инструмент даже на муниципальном уровне. И этот инструмент, в том виде, в каком он сегодня существует, передается на районный уровень, и там, мне кажется, трудностей возникнет еще больше.
Если мы хотим получить реальные изменения к лучшему в работе МСУ, мы должны получить и реальные возможности, включая комплекс поправок в различные нормативные документы, необходимые для финансового обеспечения наших полномочий и пополнения муниципального и районных бюджетов».